Изменения в главе 6 Водный кодекс РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в главе 6 Водный кодекс РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде чем приступить к рассмотрению нюансов строительства в водоохранной зоне, нужно в первую очередь разобраться с тем, что скрывается за данным понятием. Для этого потребуется обратиться к Водному кодексу РФ: именно этот нормативно-правовой акт является для нас главным документом. Итак, в ВК РФ установлено, что водоохранной зоной признаются территории, примыкающие к границам водных объектов. В такой зоне устанавливается специальный режим ведения различных видов деятельности (включая хозяйственную).

Комментарии к ст. 65 ВК РФ

Вокруг водоохранных зон в последние годы возникло немало дискуссий, обусловленных их интенсивным освоением и повышенной рекреационной и материальной ценностью, а также неведением и незнанием природоохранного, природоресурсного (земельного, водного, лесного) и гражданского законодательства Российской Федерации.

В водоохранных зонах не исключаются земле-, водо- и иное природопользование, оно лишь ограничивается в целях, указанных в первой части комментируемой статьи (о береговой линии и береговой полосе см. часть шестую ст. 6 Кодекса; о среде обитания — Законы о животном мире и о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) .

———————————

См.: Заславская Л.А., Панкратов И.Ф., Улитин А.А. и др. Комментарий к Закону о животном мире // Законодательство и экономика. 1996. N 1, 2; Комментарий к Федеральному закону «О животном мире» / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2003; Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Сиваков Д.О. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.

Предоставление земельных участков в водоохранных зонах и контроль над их использованием имеют свои особенности. Земельные участки в водоохранных зонах водных объектов предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном российским земельным законодательством по согласованию с уполномоченным Правительством РФ государственным органом исполнительной власти.

Государственный контроль над соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и иной хозяйственной деятельности граждан и юридических лиц в водоохранной зоне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченным Правительством РФ государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственным органом управления использованием и охраной земель, уполномоченным государственным органом управления лесным хозяйством в пределах их полномочий.

Водоохранные зоны являются одним из видов экологических зон, создаваемых для предупреждения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности. В лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос запрещаются сплошные рубки, в них разрешается проведение выборочных рубок и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов (ст. 63 ВК РФ).

Проблемы установления и охраны водоохранных зон и прибрежных защитных полос в поселениях, обострившиеся в последнее время, решаются с учетом ливневой канализации и наличия набережных в городах и иных поселениях (см. комментарий к п. 8 ст. 14 Закона о введении в действие Водного кодекса РФ).

В регионах, где раньше проводилась работа по выделению водоохранных зон, новые собственники земель, как правило, были уведомлены о наличии таких зон и о необходимости соблюдения в них водоохранного режима. Однако работа по выделению этих зон на местности порой не выполнялась (кроме того, границы фермерских владений не всегда отбиты в натуре). Не всегда они отмечались и на земельных планах.

Нормы Водного, Земельного кодексов РФ и иного федерального законодательства нацелены на то, чтобы свести указанные промахи к минимуму. Для этого устанавливается порядок, согласно которому само выделение земель в водоохранных зонах поставлено под контроль уполномоченных государственных органов. Это касается не только сельскохозяйственных земель и земель, передаваемых в частную собственность, но и любых земель, если в их составе имеются водоохранные зоны.

Передача земли в частную собственность или иную форму владения не лишает государство права устанавливать ограничения в ее использовании в интересах охраны природы, памятников культуры, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (см. ст. ст. 13, 22, 41 и др. ВК РФ).

В комментируемый Федеральный закон перенесены нормы из соответствующего Постановления Правительства РФ 1996 г. о водоохранных зонах. При этом ширина водоохранных зон, как объясняется, уменьшена с учетом практики правоприменения и потребностей охраны водных объектов в условиях научно-технического прогресса и перехода к рыночным отношениям.

В части тринадцатой комментируемой статьи устанавливается постоянная ширина прибрежной защитной полосы с дополнительными ограничениями хозяйственной и иной деятельности. Обеспечение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос имеет актуальное значение в условиях сокращения рекреационных возможностей населения, приватизации ценных, особенно расположенных вдоль водоемов, земель и массовых нарушений земельного, водного и иного законодательства, допущенных в последние 15 лет. Только в Московской области прокуратурой предъявлены в суды десятки исков о незаконном использовании земель вокруг водоемов и нарушении режимов водоохранных зон и защитных прибрежных полос. Иски удовлетворены, и исполнением судебных решений занимается служба судебных приставов. Повышенная защита водоохранных зон присуща большинству мегаполисов мира.

Установленный в Кодексе режим использования и охраны территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос является более мягким, чем предусмотренный в Постановлении Правительства РФ 1996 г.

При землеустройстве в соответствии со статьей 68 ЗК РФ определяются границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; варианты использования земель с учетом целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур .

———————————

См.: Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2193; Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

Читайте также:  Как отменить исполнительский сбор

Проводимое в ходе землеустройства межевание объекта землеустройства включает в себя установку границ объекта на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения .

———————————

См.: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. «О землеустройстве»; Комментарий к Федеральному закону «О государственном земельном кадастре» / Под ред. Е.А. Галиновской. М.: Юстицинформ, 2006.

Какие ограничения существуют на строительство в водоохранной зоне?

Как становится понятно, возвести дом на участке, который полностью или частично относится к водоохранной зоне, возможно. При этом, конечно, собственники таких участков должны вести строительство в строгом соответствии с требованиями, установленными Водным кодексом РФ.

В частности, построенный дом не должен загрязнять окружающую среду, а его строительство должно осуществляться с учетом санитарных норм. Обязательным условием выступает наличие системы очистки сточных вод. Ограничения касаются и дальнейшего использования участка после того, как дом будет построен. Так, в пределах прибрежной защитной зоны не допускается:

  • вспахивать землю;
  • производить выпас животных;
  • располагать отвалы размываемых грунтов.

Транспорт в водоохранной зоне: движение и стоянка автомобилей, мотоциклов, мопедов

Начнём рассказывать про ограничения на территории водоохранной зоны с того, какой режим установлен для нахождения в ней транспортных средств (далее — ТС).

В Водном кодексе сказано, что в границах водоохранных зон запрещено движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием. В ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога определяется как «обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». То есть по дорогам, которые расположены на территории водоохранной зоны, можно спокойно передвигаться, а машину без риска можно оставить на её обочине. По остальной территории передвигаться нельзя. Что же касается специально оборудованных мест, то обычно их очень мало, а найти достаточно трудно.

Исключением из правила являются специальные транспортные средства, которые могут ездить и останавливаться в водоохранной зоне. Разберёмся, какой транспорт можно считать в данном случае специальным.

Понятие специального транспортного средства установлено в пункте 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (постановление Правительства РФ от 10.09.09 N 720):

— это «транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.)». Кроме того, Минприроды относит к таковым транспортные средства МЧС, «скорую помощь», транспортные средства правоохранительных органов, контрольно-надзорных органов и иных спецслужб. При этом движение и стоянка перечисленных транспортных средств в водоохранной зоне допускается только при осуществлении ими своих полномочий.

Указанные правила распространяются не только на автомобили, но и на мотоциклы. В ПДД сказано, что «транспортное средство» – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Понятия «мотоцикл» и «мопед» также определяются как транспортные средства. Это необходимо помнить и иметь в виду, иначе есть возможность получить штраф.

В связи с этим в пределах водоохранных зон также не допускается размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.

Строительство в водоохранной зоне: что можно строить, какие ограничения

Ещё один важный вопрос, на который стоит ответить – можно ли строить на территории водоохранной зоны? Если да, то есть ли ограничения на строительство? Давайте разбираться.

Водный кодекс не запрещает строительство на территории водоохранной зоны. Однако существуют некоторые ограничения на строительство. Для того чтобы строительство было законным, необходимо оборудовать строящийся объект очистными сооружениями, которые обеспечат защиту окружающей среде. К таким Водный кодекс относит канализации, ливнёвки, иные системы отведения (сброса) вод, очистные сооружения (септик), сооружения для сбора отходов производства и потребления. Указанные особенности распространяются и на расположенные на территории водоохранной зоны дачи, сады и огороды. До их оборудования надлежит использовать приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Определение водоохранной зоны (ВОЗ)

В статусе водоохранных находятся зоны, находящиеся в непосредственной близости от водоема. На подобных областях суши вводится особый режим пользования землей с определенными ограничениями, такими как туристические посещения и строительные проекты. Это связано с экологической опасностью для естественной природной флоры, фауны.

Статьёй 65 Водного кодекса регламентируется установка особых режимов возле всех водоёмов, исключая пруды, болотистые скопления. Также участков с ограниченными условиями пользования не может быть рядом с:

  • Озерами, хранилищами воды с акваторией меньше 0,5 километра в квадрате (исключение — водоёмы особого промышленного назначения);
  • Карьерами, водоёмами со стоячей водой;
  • Ледовыми скоплениями, подземными источниками, внутренними водоемами в пределах данных объектов.

Уведомление об окончании строительных работ

После завершения строительства владельцу необходимо обратиться к кадастровому инженеру для создания технического плана на построенный объект. Затем в муниципалитет направляется уведомление о завершении работ, к которому прикрепляется копия удостоверения личности, правоустанавливающие акты. А также проектная и разрешительная документация (согласование на проведение работ). В самом уведомлении указывается Ф.И.О. собственника участка, место жительства и контактные данные. Юридическое лицо дополнительно вносит государственный регистрационный номер и ИНН. Фиксируется кадастровый номер земельного участка, адрес и ВРИ, сведения о параметрах, отступах и площади.

Затем в течение 7 дней на объект выезжает комиссия при администрации для проверки построенного здания проекту, техническому плану, виду разрешённого использования и установленным правилам. Если объект возведён согласно нормам, комиссия подготавливает уведомление о соответствии строительным параметрам. После получения положительного заключения собственник может приступать к регистрации.

Кадастровые инженеры ГКИ «Недкадастр» проверяют возможность проведения строительных работ на конкретном участке, помогают сформировать проектную документацию и разрабатывают защитные меры от загрязнений. Согласовывают строительство в водоохранной зоне, подготавливают уведомление о начале и по завершении работ. Бесплатную первичную консультацию можно получить на нашем форуме.

Законодательная регламентация

Ширину и вообще размеры, так называемой водоохранной зоны, внутри которой запрещено любое строительство, регламентирует отдельная статья Водного кодекса РФ за №65. В ней четко прописано, что размеры неприкосновенной площади зависят от размеров водоема или реки, озера или моря.

Водоохранная зона устанавливается как с целью защиты природных вод от загрязнения продуктами жизнедеятельности человека, сточными водами и иными сбросами, так и в целях защиты от разливов, паводков и прочих природных стихий.

Читайте также:  Ставки транспортного налога по регионам России в 2023 году

В целом прослеживается такая закономерность, что ширина природоохранной зоны в 10-15 раз меньше длинны или ширины водоема. Поэтому, если вам предлагают прекрасный участок у самой кромки воды, стоит задуматься о его законности. Ведь ставить там дом, во-первых, не законно, природоохранная зона колеблется от 50 до 200 м. Во-вторых просто опасно, ведь река или пруд могут разлиться весной. Домик же на «морском берегу», можно поставить не ближе чем за 500 м. от этого самого берега.

Также ширина подобной зоны варьируется в зависимости от берегового скоса. Если он отрицательный или нулевой – 30 м., до 3 град. – 40, свыше – уже 50. Если поблизости имеется рыбное хозяйство вы не сможете поставить дом ближе, чем за 200 м. от его границ.

Конечно, строить дома рядом с водоемами можно и нужно, но только при условии соблюдения всех санитарных и водоочистных требований и норм. Также придется установить особый режим хозяйственной деятельности, если поблизости протекает родник или ручей.

В целом и общем все водные объекты являются государственной и муниципальной собственностью, и общественно доступны. Поэтому организовать свой личный закрытый пляж вы также вряд ли сможете.

Нарушение водного законодательство карается штрафами, размер которых регулирует Кодекс административных правонарушений. Чаще всего органы контроля фиксируют несоблюдение ограничений для земель водоохранной зоны:

  • проезд и парковка транспорта в необорудованных местах;
  • распашка земель вблизи водных объектов;
  • грунтовые отвалы;
  • выпас/водопой/купание скота и т. д.

В качестве справочного материала приводим таблицу административных наказаний.

Противоправные действия Штрафы (тыс. руб.) Статья КоАП РФ
граждан долж. лиц организаций
Нарушение ограничений 3-5 8-12 200-400 ч. 1 ст. 8.42
Повреждение знаков 3-5 5-10 50-100 ч. 2 ст. 7.2
Отсутствие безопасных стоков 3-4 30-40 500-1000 ст. 8.45
Повреждение водоохранных объектов 1-1,5 2-3 20-30 ст. 7.7
Нарушение режима использования земель 3-5 40-50 200-300 ч 2 ст. 8.12

Протоколы о нарушении вправе составлять сотрудники полиции, инспектора Росприроднадзора, Рыбнадзора.

Ширина водоохранной зоны

Всем, кто желает отдохнуть у водоема, не мешает узнать, какой ширины может быть его водоохранная зона. Ведь автомобиль положено парковать за её чертой. Владельцы земельных участков на берегах должны рассчитать размер и расположение своих владений, чтобы не нарушить жестких правил строительства на местности с особым правовым режимом.

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м от береговой линии, которая, как мы знаем, определяется границей наибольшего прилива. Водоохранную зону пресных водоемов определяем по табличке.

Водный объект Размер водоохранной зоны
Река/ручей длиной меньше 10 км Река/ручей длиной от 10 до 50 км Река/ручей длиной больше 50 км 50 м 100 м 200 м
Озеро/водохранилище 50 м
Озеро Байкал 200 м

Когда строительство на береговой полосе запрещено

Уполномоченные органы стремятся предотвратить нарушение водного законодательства. Это делается для того, чтобы избежать проблем, с которыми можно столкнуться после завершения строительства на береговой полосе. Неприятности могут возникнуть и при оформлении свидетельства на право собственности. Получая разрешение на застройку, гражданин должен соблюдать нормы закона и быть готов столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Поэтому эксперты рекомендуют выполнить предварительное согласование и получить разрешение на строительство и только потом заниматься непосредственно возведением зданий и сооружений на берегах водохранилищ. В иной ситуации можно столкнуться с потребностью в уплате штрафа за нарушение, которое было доказано.

Запрет на возведение строений и прочих объектов в водоохранной зоне в 2021 году

В соответствии со ст. 6 ВК РФ нельзя строить здания или любые иные сооружения на территории 20-метровой береговой полосе от кромки воды. Такая полоса принадлежит всем гражданам, которые могут здесь ловить рыбу, отдыхать и купаться. Если ручей или речка имеет длину до 10 тысяч метров, то территория береговой полосы уменьшается до 5 метров. Здесь также нельзя ставить любые ограждения.

В том случае, если жилое, коммерческое или производственное помещение было возведено на территории ПЗП, то по решению судебного органа оно подлежит сносу. Виновное лицо будет привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Все затраты по проведению демонтажных работ будут также проведены за счёт нарушителя. Если же виновник не желает платить штрафы или сносить строение за свой счёт, то нужные суммы будут взысканы с него сотрудником Службы судебных приставов.

Чтобы получить разрешение на строительство коммерческого или иного строения на территории водоохранной зоны, следует правильно выбрать земельный участок, подготовить необходимые документы и согласовать их с государственными контролирующими органами. Сделать это самостоятельно будет сложно. Поэтому предлагаем обратиться за помощью в нашу инжиниринговую компанию ООО «ГеоГлобал». Мы окажем необходимую услугу, поможем подготовить проект строительства, согласовать его в соответствующих инстанциях, получить разрешение на строительство, сдадим объект в эксплуатацию, выдав вашему представителю на руки необходимые документы.

Если есть несколько подходящих вариантов участка в водоохранной зоне, а ограничения примерно одинаковы, стоит обратить внимание на берег. Как правило, значительной разницы между восточным и западным берегом водоема нет; вы можете сами решить, хотите ли любоваться закатом или восходом над водной гладью.

Другое дело северные и южные склоны. На северном склоне (он находится на южном берегу) по весне позже сходит снег, земля прогревается позже. Такие участки более влажные, а еще их любят комарики и прочая мошкара.

Ориентированный на юг склон значительную часть времени находится под прямыми солнечными лучами, чего не любят многие растения. Если этот аспект важен, лучше выбрать делянку на юго-западном или юго-восточном берегу.

Проблемными считаются участки на очень низком или наоборот, высоком берегу. Низина периодически подтапливается, о чем свидетельствуют заросли камыша и деревья с тонкими, кривыми стволами и недоразвитыми кронами. Участок на высоком берегу необходимо изучить особенно тщательно, поскольку грунт на такой территории подмывается, разрушается течением или прибоем, и берег со временем отступает.

Природоохранная прокуратура разъясняет: законодательством установлены требования при проведении строительных и иных работ в водоохранных зонах — границах водных объектов

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ст. 65 Водного кодекса РФ.

Читайте также:  Как выписать постороннего человека из собственной квартиры без его согласия?

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до 10 км — в размере 50 м; от 10 до 50 км — в размере 100 м; от 50 км и более — в размере 200 м.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.

— Реклама —

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.

2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Проведение строительных и иных работ в водоохранных зонах в отсутствие согласований на проведение данных работ, а также в отсутствие в конкурсной документации сведений о специальных условиях ведения таких работ недопустимо.

Осуществление деятельности в водоохранной зоне в отсутствие согласования влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 8 тыс. до 12 тыс. руб., на юридических лиц — от 200 тыс. до 400 тыс. руб.

Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет административную ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц — от 5 тыс. до 10 тыс. руб., на юридических лиц — от 10 тыс. до 15 тыс. руб.

Добавить комментарий