Правовое регулирование публичного договора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование публичного договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Условия публичного договора

Чтобы договор был признан публичным, он должен удовлетворять совокупности признаков таких договоров.

Такими признаками являются:

  • состав субъектов договора, ограниченный только коммерческим предприятием–продавцом и покупателем–потребителем товаров, работ или услуг;

  • коммерческое предприятие предоставляет свои услуги и осуществляет свою деятельность в отношении любого физического или юридического лица, обратившегося к ней в качестве покупателя;

  • установление единой стоимости товаров, работ или услуг для каждого покупателя.

Договор присоединения

В соответствии с п. 1 ст. 428 ГК РФ договором присоединения является договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и принимаются другой стороной не иначе как путем присоединения к договору в целом. Таким образом, вторая сторона ни обсуждать, ни изменять предложенные условия не может, такая сторона вправе или присоединиться к установленным другой стороной условиям в целом или отказаться от договора. Конструкцию договора присоединения не следует смешивать с конструкцией публичного договора. Публичный договор рассчитан на специальный субъектный состав, поскольку одной из сторон договора всегда должна выступать коммерческая организация, которая осуществляет публичные функции. В договоре присоединения субъектный состав не ограничен. Кроме того, режим, установленный ст. 428 ГК РФ, для договора присоединения содержит особые гарантии прав присоединившейся к договору стороны. Вместе с тем эти гарантии различаются в зависимости от того, какой субъект оказывается в роли потерпевшей от заключения договора присоединения стороны. Для физических лиц (не предпринимателей) при заключении ими договора присоединения ГК установлена возможность требовать расторжения или изменения договора в случаях, если:

а) договор присоединения лишает сторону прав обычно предоставляемых по договорам такого вида;

б) исключает или ограничивает ответственность другой стороны;

в) содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия.

Если присоединившейся стороной является субъект предпринимательской деятельности, то изменения или расторжения договора он не вправе потребовать, если знал или должен был знать об условиях договора, который он заключал.

Комментарий к ст. 426 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение публичного договора. Исходя из этого определения следует, что публичный договор всегда связывает, с одной стороны, коммерческую организацию, а с другой — потребителя.

Публичные договоры могут заключать не только коммерческими, но и некоммерческими организациями, которые в соответствии со своими уставными документами могут осуществлять приносящую доход деятельность (например, медицинские организации, оказывающие платные медицинские услуги).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Например, отдельным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам и др.) могут предоставляться льготы.

Договор, заключаемый с потребителем товаров или услуг, всегда должен быть публичным. Таким образом, можно выделить следующие признаки публичного договора.

1. Коммерческая организация не вправе отказать потребителю в заключении публичного договора при наличии у нее возможности предоставить потребителю соответствующие товары, работы, услуги.

2. Организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими, кроме случаев, предусмотренных законом.

3. Цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом предусмотрено иное (если допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей). При необоснованном отказе коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, предъявляется иск по понуждении коммерческой организации заключить договор, а также требование о возмещении убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора. Причем сама коммерческая организация должна доказать невозможность заключения конкретного договора с конкретным потребителем. Чаще всего речь идет о технической невозможности заключить договор (например, в связи с отсутствием необходимого оборудования).

2. В п. 2 комментируемой статьи сказано, что в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Следует учитывать, что это правило не применяется, если у коммерческой организации отсутствует возможность предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить для него работы или оказать услуги. В то же время потребитель не может быть понужден коммерческой организацией, осуществляющей публичную коммерческую деятельность, к заключению договора.

При этом в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2 ст. 426 ГК). Так, пенсионерам могут продаваться товары со скидкой на основании специально принятых правовых актов.

Правительство РФ может издавать в случаях, предусмотренных законом, правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Перечень публичных договоров, приведенный в ГК РФ, является примерным. Публичный договор может заключаться как с гражданами, так и с юридическими лицами. Таким образом, понятием публичных охватывается гораздо большее число договоров, чем понятием договоров, о которых идет речь в Законе РФ «О защите прав потребителей», поскольку в сфере действия этого Закона — только договоры, заключаемые с гражданами в целях удовлетворения их потребностей в товарах и услугах; он не распространяется на предпринимателей (на физических лиц и на юридические лица, приобретающие продукцию, товары для предпринимательских целей, а также на юридические лица, приобретающие товары или использующие результаты работ для удовлетворения собственных нужд, даже если они были приобретены в сфере бытового обслуживания или розничной торговли).

3. Пункт 3 ст. 426 ГК РФ не допускает отказа лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность от предоставления потребителю определенных товаров, услуг, выполнения для него соответствующих работ при наличии у него возможности такого предоставления.

Необоснованное уклонение от заключения публичного договора влечет неблагоприятные последствия: заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. Разногласия сторон по отдельным вопросам публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации».

Читайте также:  План сноса пятиэтажек в Москве в 2022-2023 году

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Комментарий к статье.

1. В п. 1 комментируемой статьи дается определение публичного договора. Исходя из этого определения следует, что публичный договор всегда связывает, с одной стороны, коммерческую организацию, а с другой — потребителя.
Публичные договоры могут заключать не только коммерческими, но и некоммерческими организациями, которые в соответствии со своими уставными документами могут осуществлять приносящую доход деятельность (например, медицинские организации, оказывающие платные медицинские услуги).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Например, отдельным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам и др.) могут предоставляться льготы.
Договор, заключаемый с потребителем товаров или услуг, всегда должен быть публичным. Таким образом, можно выделить следующие признаки публичного договора.
1. Коммерческая организация не вправе отказать потребителю в заключении публичного договора при наличии у нее возможности предоставить потребителю соответствующие товары, работы, услуги.
2. Организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими, кроме случаев, предусмотренных законом.
3. Цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом предусмотрено иное (если допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей). При необоснованном отказе коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, предъявляется иск по понуждении коммерческой организации заключить договор, а также требование о возмещении убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора. Причем сама коммерческая организация должна доказать невозможность заключения конкретного договора с конкретным потребителем. Чаще всего речь идет о технической невозможности заключить договор (например, в связи с отсутствием необходимого оборудования).
2. В п. 2 комментируемой статьи сказано, что в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Следует учитывать, что это правило не применяется, если у коммерческой организации отсутствует возможность предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить для него работы или оказать услуги. В то же время потребитель не может быть понужден коммерческой организацией, осуществляющей публичную коммерческую деятельность, к заключению договора.
При этом в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2 ст. 426 ГК). Так, пенсионерам могут продаваться товары со скидкой на основании специально принятых правовых актов.
Правительство РФ может издавать в случаях, предусмотренных законом, правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Перечень публичных договоров, приведенный в ГК РФ, является примерным. Публичный договор может заключаться как с гражданами, так и с юридическими лицами. Таким образом, понятием публичных охватывается гораздо большее число договоров, чем понятием договоров, о которых идет речь в Законе РФ «О защите прав потребителей», поскольку в сфере действия этого Закона — только договоры, заключаемые с гражданами в целях удовлетворения их потребностей в товарах и услугах; он не распространяется на предпринимателей (на физических лиц и на юридические лица, приобретающие продукцию, товары для предпринимательских целей, а также на юридические лица, приобретающие товары или использующие результаты работ для удовлетворения собственных нужд, даже если они были приобретены в сфере бытового обслуживания или розничной торговли).
3. Пункт 3 ст. 426 ГК РФ не допускает отказа лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность от предоставления потребителю определенных товаров, услуг, выполнения для него соответствующих работ при наличии у него возможности такого предоставления.
Необоснованное уклонение от заключения публичного договора влечет неблагоприятные последствия: заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. Разногласия сторон по отдельным вопросам публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации».
4. Согласно п. 4 комментируемой статьи Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Так, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что Правительство вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) указанные правила.
5. В соответствии с п. 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям об одинаковости его условий для всех потребителей, за известными исключениями, а также не соответствующие изданным Правительством Российской Федерации обязательным для сторон типовым договорам и положениям, являются ничтожными.
Согласно п. 76 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» «ничтожными являются условия сделки, заключенной с потребителем, не соответствующие актам, содержащим нормы гражданского права, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (статья 3, пункты 4 и 5 статьи 426 ГК РФ), а также условия сделки, при совершении которой был нарушен явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей (например, пункт 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», статья 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности»)».

4. Судебная практика:

  • Определение КС РФ от 29.03.2016 N 522-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Васильева Валерия Леонидовича на нарушение его конституционных прав статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • Постановление Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. 55);
  • Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. п. 73, 76);
  • Постановление Пленума ВС РФ от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (см. п. 13);
  • информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147 «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре» (см. п. 1);
  • информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» (см. п. 2);
  • Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.04.2016 N Ф01-1142/2016 по делу N А38-952/2015 (о понуждении к заключению договоров на транспортировку воды и сточных вод);
  • Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф02-1968/2016 по делу N А33-19578/2014 (о понуждении заключить договор водоотведения в соответствии с типовым договором водоотведения);
  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.07.2016 N Ф03-3288/2016 по делу N А51-12678/2015 (об урегулировании разногласий при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения, касающиеся вопроса разграничения границ эксплуатационной ответственности по границам балансовой принадлежности);
  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.08.2016 N Ф04-2932/2016 по делу N А46-10433/2015 (о взыскании убытков, причиненных установлением ответчиком монопольно высокой цены на газ по договору поставки);
  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.07.2016 N Ф04-2540/2016 по делу N А45-18346/2014 (об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения на условиях, изложенных в договоре в предложенной редакции);
  • Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.06.2016 N Ф06-9595/2016 по делу N А12-36973/2015 (об урегулировании разногласий при заключении договора теплоснабжения);
  • Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2016 N Ф08-3247/2016 по делу N А20-5717/2013 (о признании подпункта договора энергоснабжения ничтожным и посягающим на публичные интересы, взыскании неосновательного обогащения в связи с неверным применением тарифа на услуги по передаче электрической энергии);
  • Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.07.2016 N Ф09-7108/16 по делу N А76-991/2014 (об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора электроснабжения);
  • Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.04.2016 N Ф08-1973/2016 по делу N А32-47099/2014 (об урегулировании разногласий при заключении договоров поставки газа);
  • Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.07.2016 N Ф10-2177/2016 по делу N А54-2634/2015 (о понуждении заключить договор на оказание услуг по очистке сточных вод);
  • Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.07.2016 N Ф10-2018/2016 по делу N А64-1289/2015 (о понуждении заключить государственный контракт на отпуск питьевой воды и прием сточных вод).
Читайте также:  НДФЛ с дивидендов - порядок начисления и уплаты в 2021 году

Публичный договор и договор присоединения: понятие и особенности

Особенности публичного договора и договора присоединения можно выделить, ознакомившись с понятиями рассматриваемых соглашений. Применение этих договоров на практике влечет за собой возникновение определенных ограничений прав и свобод их сторон и, как следствие, отступление от принципа равенства взаимодействующих сторон — субъектов гражданских правоотношений.

Договор присоединения — это соглашение, положения которого разработаны его создателем, изложены в стандартном документе и могут быть приняты второй стороной только путем присоединения (п. 1 ст. 428 ГК РФ).

Отличительным признаком (особенностью) такого соглашения является наличие в нем унифицированных условий, сформулированных составителем и предназначенных для неоднократного использования в отношении неограниченного круга лиц. При заключении договора присоединяемая сторона не может оказывать влияние на разработку положений документа — она может лишь согласиться с уже зафиксированными в нем условиями.

Публичный договор — это договор, заключаемый лицом (предприятием), занимающимся предпринимательской деятельностью, и вменяющий ему обязанность по выполнению предлагаемой им деятельности в отношении любого лица, которое к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ).

Особенность публичного договора состоит в том, что субъект, являющийся разработчиком текста документа, не вправе отказывать отдельным лицам, пожелавшим его заключить, а также отдавать предпочтение одному лицу перед другим. Если стороне было отказано в заключении сделки, она вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора.

Заключение договоров такого рода характерно для сфер:

  • розничных продаж;
  • пассажирских перевозок общественным транспортом;
  • энергоснабжения;
  • связи;
  • медобслуживания и пр.

Публичный договор, договор присоединения и предварительный договор

Публичный договор может быть признан договором присоединения в том случае, если условия договора, предлагаемого к заключению неограниченному кругу лиц, были разработаны стороной, реализующей товары, оказывающей услуги или осуществляющей иную коммерческую деятельность.

Предварительный договор — это договоренность между лицами о том, что через какой-то определенный период времени между ними будет заключено основное соглашение (п. 1 ст. 429 ГК). Такой документ должен содержать положения, позволяющие определить условия и предмет будущего договора.

Очевидно, что заключению публичного договора (равно как и договора присоединения) не может предшествовать заключение предварительного соглашения, т. к. их положения предварительно не согласовываются сторонами.

В условиях изменения роли государства в управлении социально-экономическими процессами все большее значение приобретает поиск организационно-правовых форм, альтернативных прямому государственному управлению, и отвечающих вызовам современного этапа общественного развития. Одной из таких форм выступает государственно-частное партнерство (далее — ГЧП), которое представляет собой механизм согласования интересов государства и субъектов предпринимательской деятельности в рамках реализации общественно значимых проектов, направленных на достижение целей публичного управления. Этот механизм позволяет привлечь к развитию социально-экономической сферы дополнительные ресурсы, направить усилия предпринимательского сектора на решение важных для общества социально-экономических задач при сохранении за государством его неотъемлемых прерогатив и функций. В силу этого, в настоящее время, данному механизму на государственном уровне уделяется самое пристальное внимание, что обусловливает практическую актуальность темы исследования.

Одной из наиболее результативных форм ГЧП, как показывает опыт современных государств, является концессия, призванная в качестве инновационного механизма обеспечить эффективное управление публичной собственностью. В рамках концессионной модели управления государство уходит от конкретных проблем прямого управления строительством (реконструкцией) и эксплуатацией объектов публичной собственности. Оно передает частному предпринимателю права на осуществление этой деятельности в публичном секторе и делегирует часть экономических, организационных и управленческих функций, сохраняя за собой административно-контрольные полномочия. В рамках концессии государство выступает, прежде всего, как орган публичной власти и передает предпринимателю не только часть своих правомочий как собственника, но и на основе властного акта — прежде всего часть своих публичных функций. Соответственно, источником переданных в концессионном соглашении предпринимателю государством прав является в первую очередь его прерогатива как органа публичной власти, а не статус собственника.

Определение и характерные особенности публичного и организационного договора:

Публичным является договор, в котором одна сторона — предприниматель взяла на себя обязанность осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг каждому, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное, банковское обслуживание и т.п.).

Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому по закону предоставлены соответствующие льготы.

Предприниматель не имеет права предоставлять преимущества одному потребителю перед другим в отношении заключения публичного договора, если иное не установлено законом.

Организационный договор — это соглашение об упорядочении взаимосвязанной деятельности двух и более лиц, определяющее процедуру возникновения и общие условия исполнения конкретных имущественных обязательств в последующем, и (или) мерах, направленных на повышение эффективности этой деятельности.

Определение сущности организационных договоров представляет известную сложность. Дело в том, что организационные договоры могут служить вспомогательной частью «основных» имущественных договоров, хотя организационные вопросы выходят в них на первое место. Наряду с этим организационные договоры могут быть обособлены от имущественных, выполняя самостоятельные функции в организации взаимоотношений субъектов торговой деятельности.

Сущность публичных договоров

При заключении публичного договора, любая сторона, являющаяся покупателем, получает товар или услугу по фиксированной цене.

Публичный договор имеет ряд характерных признаков.

Во-первых, одной из сторон соответствующих контрактов выступает коммерческая организация.

Во-вторых, характер деятельности организации должен выражаться в осуществлении продаж, оказании услуг или выполнении тех или иных работ.

В-третьих, положения договора должны отражать обязанность организациию:

вступать в правоотношения с любыми обратившимися лицами (продавать товары, оказывать услуги);

брать одинаковую плату за одни и те же товары или услуги, поставляемые разным клиентам.

Компания, составившая публичный договор, также берет на себя ряд предусмотренных законом обязательств. В частности, касающихся недопустимости отказа в предоставлении услуг или поставке товаров, если на то нет объективных причин.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет с образовательной услуги при обучении у ИП

Договоры присоединения

Договором присоединения признается договор, условия которого опре­делены лишь одной из сторон, причем таким образом (в формуляре, ти­повом бланке или иной стандартной форме), что другая сторона лише­на возможности участвовать в их формировании и может их принять лишь путем присоединения к договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК).

Сам по себе способ заключения договора путем предварительного формулирования его условий в определенной стандартной форме мо­жет оказаться весьма полезным, упрощая и облегчая процедуру оформ­ления договора. Такие ситуации встречаются, например,

  • в массовых договорах в сфере бытового обслуживания населения,
  • в отношениях различных клиентов с банками, страховыми и транспортными орга­низациями, традиционно использующими типовые бланки договор­ной документации (заявления об открытии банковского счета, стра­ховые полисы, товаротранспортные накладные и т.п.).

Статья 426. Публичный договор

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Как работает публичный договор?

Два типа договора, о которых говорилось выше, отличаются от типовых договорных соглашений. Что происходит с типовым соглашением? Его разрабатывает юридическое лицо, чтоб процедура заключения договора была значительно упрощена. Это кардинально меняет ситуацию, потому что здесь договорные положения по желанию второй стороны могут быть пересмотрены. Публичный договор этого не предусматривает.

Таким образом, в реальной жизни публичный договор проявляется совсем иначе. В публичном договоре можно все выразить как в отношениях, которые возникают между покупателем и продавцом. При этом, когда продавец заключает публичный договор, то он обязуется обслужить любого покупателя.

Для каждого покупателя все права распространяются в равной мере без исключений. Единственное, когда невозможно осуществить такое равное обслуживание, ─ это когда товара нет в наличии. А так публичный договор на стороне потребителя. Публичный договор работает и на железнодорожных станциях, и вокзалах. Предприниматели сферы обслуживания составляют такой публичный договор.

По закону в любой сфере могут быть оговорены льготные категории, для них могут быть снижены расценки, например льготы на проезд. Эти льготы могут распространяться на одну и более категорий, например на студентов и пенсионеров.

Публичный договор предусматривает и такие оговорки, но в целом все остальные получают услуги, так как они прописаны в публичном договоре. Публичный договор работает в магазинах, и различных сферах обслуживания. Как бы там ни было сам публичный договор дает много преимуществ второй стороне.

Чтоб публичный договор был составлен так как должен быть составлен договор, можно проконсультироваться с специалистами. Если публичный договор составлен неправильно, то этот договор нужно будет переделать. Он не будет иметь силу. Публичный договор должен быть у первой стороны на руках, как документ разрешающий заниматься своей деятельностью и должен быть публичный договор в госструктурах. Поэтому публичный договор имеет силу, как и другие документы. Вот так работает публичный договор в своей сфере.

Субъекты публичного договора

В качестве одного из субъектов публичного договора должна выступать коммерческая организация (унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, либо производственный кооператив).

Отметим, что к числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.

Такого рода стороной в сделке могут выступать как юридические лица, так и ИП. Основное условие здесь – осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Некоммерческие организации и физические лица не могут заключать публичные договоры.

Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно, производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Порядок заключения публичных договоров

Существует несколько вариантов заключения публичного договора:

Вариант 1. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным.

В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным.

Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо (в случае спора) – путем определения спорных условий договора судом.

Вариант 2. Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от потребителя.

В этом случае при несогласии коммерческой организации с условиями проекта договора, направленного потребителем, она вправе направить протокол разногласий.

После получения протокола разногласий, если потребитель не обратится в суд в течение тридцати дней, договор будет считаться заключенным на условиях, предложенных коммерческой организацией.

В случае обращения потребителя в суд договор будет заключен на условиях, определенных решением суда.

Вариант 3. Заключение договора в упрощенном порядке.

Необходимо отметить, что в определенных законом случаях заключение публичного договора возможно в упрощенном порядке, если потребителем по договору выступает гражданин.

Так, согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».

С учетом ст. 548 ГК РФ приведенное положение п. 1 ст. 540 применяется к отношениям по снабжению тепловой энергией, водой, газом иными товарами через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Соответственно, с момента первого фактического подключения гражданина к присоединенной сети договор энергоснабжения с таким гражданином считается заключенным на условиях, установленных коммерческой организацией и применявшихся при заключении договоров с другими потребителями в период фактического подключения этого гражданина.


Похожие записи:

Добавить комментарий