Камеральные проверки в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральные проверки в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

Как оспорить результат камеральной проверки

В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.

Документ, послуживший основанием для подачи возражений Кто подаёт возражения Срок подачи возражений
акт налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях лицо, совершившее налоговое правонарушение в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Форма подачи документов

По закону налогоплательщик должен передать ФНС копии документов: инспектор имеет право запросить подлинник только для ознакомления. В бумажной форме документы можно передавать лично, через доверенное лицо, заказным письмом с учетом следующих правил:

  • разные документы объединяют в подшивку (не более 150 листов в одном томе), если в одном документе более 150 листов, то его оставляют как есть, то есть не делят на тома;

  • каждую копию нужно заверить;

  • подшивка не должна мешать считыванию информации, то есть, нельзя затруднять доступ к реквизитам, датам, данным и пр.;

  • листы подшивки нумеруют, первый лист всегда начинается с единицы;

  • при прошивке концы нити выводят на оборотную сторону последнего листа, а в месте скрепления крепят бумажную наклейку с заверительной надписью;

  • заверительная надпись обязательно содержит должность, ФИО заверяющего лица, дату, количество листов (цифрой и прописью).

Последствия и ответственность

Результат контроля — акт о налоговой проверке от инспектора. В случае с выездной проверкой такой его пишут всегда, независимо от того, были выявлены несоответствия или нет. Другое дело — камеральная проверка. По ее результатам акт составляют только при наличии нарушений.

Акты содержат информацию о выявленных несоответствиях и санкциях, которые применяются к налогоплательщику — штрафах и недоимках. В документе указывается, в каком размере и в какие сроки требуется доначислить налоги и сборы.

Читайте также:  Прогноз на 2023: каких зарплат и курсов валют ждать белорусам

Бывает, что в ходе проверки сотрудникам ИФНС становится известно о совершении правонарушений. Частая ситуация — компания указывает в отчетности заведомо ложную информацию, чтобы заплатить меньше налогов. Если недоплата установлена в крупном размере, должностное лицо привлекается к уголовной ответственности.

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Процедура проведения камеральной проверки

После сдачи налоговой декларации в соответствующую ИФНС, с помощью специальной программы налоговики проверяют её правильность и сверяют контрольные соотношения. Если ошибок в отчётности не выявлено, налогоплательщик даже не узнает о том, что проходил камеральную проверку, потому как о ней налоговая ни предварительно, ни по её окончании не сообщает.

По результатам сверки могут выявить три вида нарушений:

ошибки в отчётности;

расхождения сведений в предоставленных документах;

несоответствия между информацией, поданной налогоплательщиком и данными, полученными налоговой из других источников (от банков, контрагентов).

В случае, если у налоговиков возникает подозрение на нарушение в отчётности, они отправляют налогоплательщику уведомление с требованием исправить допущенные ошибки или уточнить данные. Последнему даются 5 рабочих дней, в течение которых необходимо внести коррективы и подать уточнённую декларацию, а также предоставить пояснения в устной или письменной форме касательно сложившейся ситуации.

Отчётность, которая уже прошла проверку, дважды не анализируют, в том числе и в другой налоговой инспекции. Однако, один и тот же отчёт могут проверить повторно, если по нему подана «уточнёнка».

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:

● простые арифметические ошибки;

● несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

Читайте также:  Порядок расторжения брака через ЗАГС и суд

● нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

● предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

● занижение выручки;

● завышение расходов;

● отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Но, как показывает статистика, 90 % нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Такая невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Проверка факта представления налоговой отчетности

Налоговая декларация должна представляться в инспекцию либо на бумажном носителе, либо в электронном виде. Причем декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Налогоплательщики зачастую попадают в ситуацию, когда представители налоговых органов (инспекторы отдела по работе с налогоплательщиками) отказываются принимать налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на бумажном носителе, требуя ее представления в электронном виде. Однако такое требование налоговиков неправомерно, и вот почему.

По мнению автора, из комплексного анализа ст. ст. 13, 15 Закона N 129 , ст. 80 НК РФ, Порядка представления налоговой декларации в электронном виде и Методических рекомендаций следует, что бухгалтерская отчетность и налоговые декларации составляются и представляются в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика в установленной форме на бумажных носителях. И лишь при наличии технических возможностей налогоплательщик может представить бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации в электронном виде в соответствии с действующим законодательством.

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169.
Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденные Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@.

К тому же Минфин в Письме от 02.12.2005 N 03-01-10/9-480 придерживается аналогичной точки зрения. Данное Письмо — результат обращения налогоплательщика в Минфин с жалобой на местную налоговую инспекцию, которая потребовала представить декларации по НДС в бумажном и электронном виде и заполнить специальную электронную форму, в которой дублировалась информация из приложенных бумажных документов. Рассмотрев жалобу, специалисты Минфина указали на то, что работники налоговых органов не вправе требовать налоговую отчетность в электронном виде (на дискете).

Камералка может быть углубленной, когда проводится не только сверка контрольных соотношений, но и выполняются одно или несколько из перечисленных ранее мероприятий. Пугаться ее не стоит – такое повышенное внимание со стороны проверяющих не значит, что с вашими документами что-либо не так.

Читайте также:  Взыскание долга по решению суда

Ее проведение может понадобиться в нескольких случаях:

  • предприниматель пользуется налоговыми льготами;
  • декларация была составлена по налогам за использование природных запасов;
  • в декларации содержится заявление на возмещение налога на добавленную стоимость.

Часто случается так, что ИП стремятся избежать возмещения. С 2015 года, согласно российскому НК, можно переносить вычеты НДС в течение трех лет. Это позволяет избегать возмещения, а значит – не попадать под углубленную КНП:

  • по прошествии 24 месяцев с момента подачи отчетности СПД в проверяющие органы поступила уточненная декларация. Здесь имеется в виду такая, в которой отражена или сниженная сумма налога, или же увеличен убыток;
  • в заполненной по налогу на добавленную стоимость отчетности содержатся данные по проведенным операциям, не соответствующие другим данным из этой отчетности. Также в случае, если отображенные данные не соответствуют сведениям по этой операции, отраженным в документах контрагента.

Результат и возражения

Субъект хозяйствования, в отношении которого проводилась КНП, при несогласии с фактами, указанными в акте и с решением проверяющего, вправе его обжаловать. Разрешается:

  • обратиться с жалобой в вышестоящий орган ФНС. Можно представить изложенные в письменном виде возражения по всему акту КНП в целом либо по отдельным его положениям. Кроме того плательщик налогов может вместе с данным возражением направить на рассмотрение в соответствующий налоговый орган также заверенные копии (либо оригиналы) документов. Они должны подтверждать, что возражения обоснованы;
  • обращаться в арбитражный суд в случае несогласия с решением вышестоящего органа.

Камеральным проверкам и взаимоотношениям, возникающим в связи с их проведением, свойственно регулирование, которое организуется посредством правовых норм. Данные правовые нормы позволяют соблюсти как права и законные интересы налогоплательщика, так и интересы государства.

Правовое регулирование камеральных налоговых проверок, порядок и правила их проведения, прежде всего, регламентируется Налоговым кодексом РФ.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право проводить налоговые проверки. Статьи 82, 87 НК РФ определяют основные формы налоговых проверок: это камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) и выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ).

Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ с 1 января 2012 г. установлена проверка контролируемых сделок. Проверка производится согласно ст. 105.17 НК РФ. Пунктом 1 ст. 105.17 НК РФ установлен запрет на проверку соответствия цен в рамках выездной или камеральной проверки.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Классическая камеральная проверка — это процедура, которую проходит каждый налогоплательщик, подающий декларацию или иную отчетность.

Более подробная камеральная проверка будет в случаях, когда требуется возмещение НДС, имеются расхождения в данных или обнаружены пробелы в начислении налогов.

Главными причинами для организации выездных проверок являются:

  • Предприятие имеет наиболее низкую налоговую нагрузку, чем аналогичные компании;
  • Регулярные убытки организации, т.к. любой бизнес создается в целях получения прибыли;
  • Большой налоговый вычет;
  • Доходы и расходы индивидуального предпринимателя равны;
  • Низкая заработная плата сотрудников предприятия, на основании средней в этой сфере;
  • Многократная смена местонахождения плательщика налогов;
  • Регулярное сотрудничество с перекупщиками при отсутствии весомых экономических причин.

Законные сроки всех процедур «камералки»

Процедура камеральной проверки налогов длится 3 месяца с момента подачи декларации в налоговую службу. Также нередко встречается завершение проверки до истечения допустимого срока.

Важно помнить, что налоговая служба имеет право назначить проведение дополнительных проверок, указанных в п.6 ст. 101 НК РФ, что автоматически увеличивает срок проведения камеральной проверки на один месяц.

В случае нарушения сроков камеральной проверки, вы не сможете это использовать как основание для отмены решения.


Похожие записи:

Добавить комментарий