Как себя вести при выездной налоговой проверке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как себя вести при выездной налоговой проверке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.

Этап 5. Ждем итогового решения

После того, как прошел месяц со дня получения акта, отсчитываем 10 рабочих дней. Не позднее этого срока руководитель налоговой или его заместитель примут решение о том, что делать дальше. Существует три возможных варианта:

  • привлечь к ответственности за налоговое правонарушение;
  • не привлекать к ответственности;
  • провести дополнительные контрольные мероприятия.

В отношении последнего пункта есть своя схема действий и сроков. Обобщили их в таблице.

Таблица 2. Как проводятся дополнительные контрольные мероприятия по итогам выездной проверки

Последовательность действий

Максимальный срок для общих случаев*

Дополнительные мероприятия в виде запроса документов, допроса свидетелей или проведения экспертизы

1 месяц

Оформление результатов по дополнительным мероприятиям

15 рабочих дней со дня их окончания.

Результаты оформляются в дополнении к акту налоговой проверки

Вручение налогоплательщику дополнения к акту проверки

5 рабочих дней с даты оформления результатов

Представление налогоплательщиком письменных возражений по итогам дополнительных мероприятий

15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту проверки

Повторное рассмотрение руководителем#налоговой инспекции материалов проверки

10 рабочих дней по окончании срока для представления возражений

Примечания:

* к общим случаям не относится проверка консолидированной группы налогоплательщиков или иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ;

# это может делать также заместитель руководителя налоговой

Как себя вести на налоговой комиссии

Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.

Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.

Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.

К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:

  • работа сотрудников на условиях неполной занятости;
  • привлечение неквалифицированной рабочей силы;
  • временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.

Наиболее частые вопросы на допросе

Методические рекомендации ФНС РФ от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@ содержат перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у руководителя по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей. Данные вопросы подлежат выяснению по всем подозрительным контрагентам.

1. Кем, в какой должности Вы работаете в ООО «1»?

2. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в Вашей должности?

3. Кто назначил Вас на эту должность?

4. Где и кем Вы работали до ООО «1»?

5. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «1» — это новые профессиональные навыки?

6. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1»?

7. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «1», то каким образом это происходит?

8. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «1» учредителям?

9. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

10. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

11. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»?

12. Как происходит поиск контрагентов?

13. Какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?

14. Сколько человек в Вашем отделе занимается поиском поставщиков?

15. Как обычно происходит общение с поставщиком, по почте, лично, через посредника?

16. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

Признание протокола незаконным

Протокол допроса – это доказательство по делу. Как любое доказательство, протокол должен отвечать признаку законности (соответствия закону).

Незаконным протокол может признать:

  • суд в соответствующем решении;

  • сам налоговый орган, рассматривающий материалы проверки по делу о налоговом правонарушении. В случае, если должностное лицо налоговой инспекции посчитает, что протокол является незаконным, то должно быть принято решение о повторном допросе (например, в ходе мероприятий налогового контроля);

  • вышестоящий налоговый орган в ходе рассмотрения жалобы налогоплательщика может установить признаки незаконности протокола и исключить этот документ из числа доказательств. При этом, самостоятельно вышестоящий налоговый орган сбором доказательств не занимается, за исключением случаев перепроверки, которая случается крайне и крайне редко.

Читайте также:  Как оформить в собственность землю под многоквартирным домом?

Как говорилось ранее, вызвано на допрос может быть любое физическое лицо, которому может быть известны какие-либо обстоятельства о заинтересовавшем налоговую инспекцию деле. В первую очередь обычно приглашают генерального директора, но повестку могут получить бухгалтера, рядовые сотрудники, учредители, контрагенты. При имеющихся подозрениях в налоговую могут вызывать даже уволенных сотрудников.

По п. 2 ст. 90 НК РФ не могут быть вызваны в качестве свидетеля:

  • Лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

    Малолетними признаются лица, не достигшие 14 лет.

  • Лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокаты, аудиторы.

Если с первой группой лиц всё понятно, то со второй стоит разобраться подробнее. Нельзя допрашивать:

  • По ст. 8 «Адвокатская тайна» Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатов, которые получили информацию в связи с оказанием юридической помощи;
  • По ст. 9 «Аудиторская тайна» Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторов и аудиторские компании, так как они обязаны сохранять конфиденциальность данных, полученных от обратившегося за услугой лица;
  • По ст. 16 «Обязанности нотариуса» Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, нотариусов, получивших информацию в связи с оказанием профессиональной помощи;
  • По ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны» Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей;
  • По ст. 3 «Право на свободу совести и свободу вероисповедания» Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» тайна исповеди охраняется законом.

По части 1 ст. 48 Конституции РФ каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь. Для присутствия на налоговом допросе юриста необходима только доверенность без нотариального заверения от имени свидетеля, если это представитель юр. лица, а если физического – требуется нотариальная доверенность.

Но сопровождать свидетеля может не только юрист. Письма ФНС от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@ и от 30 октября 2012 г. № АС-3-2/3920@ разъясняют, что круг сопровождающих лиц не ограничен. В письме ФНС России от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@ сказано, что налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лиц, сопровождающих свидетеля, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке статьи 90 НК РФ.

Примеры сопровождающих лиц:

  • Уполномоченный представитель

    Пункт 1 ст. 26 НК РФ гласит, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Налоговым Кодексом РФ.

    Согласно ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика может стать физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком, в нашем случае свидетелем, представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, в нашем случае присутствовать на допросе. Уполномоченным лицом не может стать должностные лица налоговых органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

    Но есть ограничение. Согласно Письму Минфина России от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796 статьей 90 НК РФ при проведении допроса свидетеля участие проверяемого лица не предусмотрено.

  • Адвокат/юрист

    Ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» регламентирует адвокатскую деятельность. Согласно части 1 этой статьи адвокатской деятельностью признаётся квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленным Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

    Ч. 3 и 4 ст. 1 Ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепляют список лиц, чья юридическая помощь не является адвокатской деятельностью.

    Присутствие юриста на допросе даёт некоторые преимущества. Так по ч. 3 ст. 99 НК РФ юрист имеет право делать замечания, подлежащие внесению в протокол и приобщению к делу. Свидетель тоже имеет право это делать, но в силу стресса или незнания юридических тонкостей может упустить важные детали. Свидетель может консультироваться с юристом перед дачей окончательного ответа на любой вопрос, но ответить за него юрист не может.

    Как уже говорилось ранее, присутствующий при мероприятиях налогового контроля адвокат или юрист не могут быть вызваны в качестве свидетеля на допрос, так как он получил информацию об интересующих инспекцию обстоятельствах в ходе выполнения профессиональной деятельности. Такая информация относится к адвокатской тайне согласно ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации.

  • Иные сопровождающие лица

    Как было сказано ранее, согласно письмам ФНС от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@ и от 30 октября 2012 г. № АС-3-2/3920@ круг сопровождающих лиц не ограничен. В качестве сопровождающего лица может выступать даже переводчик, если существует такая необходимость. Напомним лишь про ограничение: в письме ФНС России от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@ уточняется, что статьей 90 НК РФ при проведении допроса свидетеля участие проверяемого лица или его представителя не предусмотрено.

Как подготовиться к налоговой проверке: ваши права и обязанности

Если инспекторы ФНС пришли в офис, вы имеете право:

  • проверить их служебные удостоверения, узнать цель визита и изучить приказ или распоряжение о проведении выездной проверки до ее начала;
  • не подписывать документы, с текстом которых не согласны;
  • обжаловать результаты проверки. Для этого нужно письменно обратиться в ФНС в течение месяца с момента получения акта.

Вы обязаны:

  • по требованию предоставить любые документы, связанные с предметом проверки;
  • дать инспекторам и экспертам доступ на территорию и в помещения, где осуществляете деятельность, к используемому оборудованию, транспортным средствам, товарам;
  • ответить на вопросы, касающиеся предмета проверки.

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.

Относят к ним следующее:

  • Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.

Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

  • Некорректные суммы вычетов.

Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».

  • Низкий уровень заработной платы.

Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.

  • Убыточность компании, длящаяся два года и более.

Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.

  • Высокий темп роста расходов.

Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.

  • Высокие налоговые риски.

Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

  • Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.

Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.

Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?

Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.

Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.

Читайте также:  Стал известен план повышений пенсий в России: Сколько их будет в 2023 году

Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.

Какой период может быть охвачен проверкой?

«Глубина» проверки – это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (Определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).

То есть, при принятии решения в 2016 году проверкой могут быть охвачены периоды 2013, 2014, 2015 годов и периоды 2016 года, истекшие до месяца принятия решения.

Более того, период проверки может включать и месяцы года принятия решения о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, обязанность которого в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым, возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.

Также следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.

Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12).

Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (Постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).

В течение какого срока длится проверка?

В течение 2-х месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.

Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.

Рассчитывается срок так. Определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и (или) приостановлена.

Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего проверка с учетом продления не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).

Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данный перечень носит открытый характер (в частности, проверка крупнейшего налогоплательщика, налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, и др.).

Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки.

Также, Налоговый кодекс предусматривает процедуру приостановления проверки.

Примеры приостановления проверки на срок до 6 месяцев следующие:

  • истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
  • проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
  • перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).

Основные свойства выездной налоговой проверки

Осведомлен — значит вооружен. Прежде всего, ответим на вопрос, что такое выездная налоговая проверка. Для этого обратимся к первоисточнику — Налоговому кодексу РФ. Выездной проверке посвящена ст. 89 НК РФ. Она проводится на выезде, то есть сотрудники налоговой инспекции для осуществления своих функций прибывают на территорию налогоплательщика. Если же налогоплательщик не в состоянии организовать работу проверяющих, предоставить им помещение, выездная налоговая проверка проводится в налоговой инспекции, куда необходимо доставить все требующиеся документы.

Второе необходимое условие: по НК РФ выездная налоговая проверка проводится только по решению руководителя налогового органа.

Место проведения проверки

По общему правилу проверка потому и называется выездной, что инспектора выезжают из инспекции к налогоплательщику. Обычно выезжают в офис или иное помещение, подходящее для проведения контрольных мероприятий.

Бывают случаи, когда проверяемое лицо не может выделить место для пребывания проверяющих (например, нет как такового офиса, а фактическим и юридическим адресом выступает домашний адрес). В таких случаях налогоплательщик может просить провести проверку в ИФНС (п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 89.1 НК РФ).

При этом проверяемому лицу следует помнить, что все, что запросят у него налоговики, ему придется самому доставлять в ИФНС. Любой, кто сталкивался с такой ситуацией, скажет, что она очень трудозатратная, а выгода для плательщика тут весьма сомнительная.

Все, что доставляется в налоговую, надо как минимум пронумеровать и внести в опись. Иначе доказать, что требуемые документы были сданы, потом будет невозможно. А в налоговой работают обычные люди, которые запросто могут что-то потерять, положить не туда и тому подобное.

Помимо документов, представляемых в «физическом» виде, потребуется решать вопрос с предоставлением регистров учета, которые ведутся электронно. Например, в 1С.

В общем, проблем с тем, чтобы сделать выездную проверку не выездной на практике бывает много.


Похожие записи:

Добавить комментарий