Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2024 году ожидаются значительные изменения в правилах эксплуатации маломерных судов. В связи с усилением требований к безопасности и содействию сохранению природных ресурсов, судовладельцам придется выполнить ряд новых требований.

19:00 Сторожевой корабль «Пытливый» провел учения в Черном море
18:31 На маломерных судах в Санкт-Петербурге протестирована госинформсистема «ЭРА-ГЛОНАСС»
18:02 ГТЛК приняла четвертое электросудно Ecobus для работы на Москве-реке
17:33 Для Тихоокеанского флота в 2025 году начнут строить крейсер «Братск»
17:14 Монтаж технологического оборудования на строящейся цифровой верфи ОССЗ (Карелия) начнется в феврале
16:59 В порту Приморск (Ленобласть) ограничения по режиму ледового плавания будут введены с 1 февраля
16:38 Рейдовый буксир «Труженик» Росморпорта пройдет ремонт в объеме очередного освидетельствования РКО
16:11 Росморпорт утвердил ставки маячного сбора в морском порту Оля (Астраханская область)
16:03 Береговая контрольно-корректирующая станция введена в эксплуатацию на трассе Севморпути в ЯНАО
15:47 Экспорт зерна из Приморья в 2023 году вырос в 2,4 раза — до 1,7 млн тонн
15:31 Судоходная компания KCC изменит маршрут грузоперевозок для обхода Красного моря
15:16 Для изменений техрегламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» установлен переходный период
14:55 Clarksons: В течение двух лет объем строительства новых судов может составить 40 млн CGT
14:27 Сформирован экипаж нового корвета «Проворный», строящегося для ТОФ на «Северной верфи»
14:06 Грузооборот морских портов России в 2023 году вырос на 5% — до 883,8 млн тонн
13:54 Пятый серийный атомный ледокол проекта 22220 будет заложен на Балтзаводе 26 января
13:42 КТК планирует увеличить отгрузки нефти на 10% — до 70 млн тонн в 2024 году
13:31 Грузоперевозки флотом ЛОРП в 2023 году достигли 1,35 млн тонн
12:57 Ограничения по режиму ледового плавания будут введены в Большом порту Санкт-Петербург с 30 января
12:38 СНСЗ 18 января заложит корабль противоминной обороны проекта 12700 «Семен Агафонов»
12:23 Краболов проекта КСП01 «Вайгач» готовится к промысловым испытаниям
12:02 Росморпорт повторно ищет подрядчика для утилизации построенного в Японии земснаряда «Фарватер»
11:21 СК «Морвенна» мобилизовала в Астрахани технический флот для крупногабаритных перевозок на Каспии
10:59 Новые паромы будут совершать в месяц около 5-6 кругорейсов в Калининградскую область
10:44 Терминалы «ДелоПортс» в Новороссийске увеличили перевалку контейнеров на 3,4%, зерна — на 37% по итогам 2023 года
10:42 Терминалы ОТЭКО за 2023 год обслужили более 240 морских судов
10:36 Антон Алиханов: Власти прорабатывают различные варианты определения нового оператора Калининградского МТП
10:19 Контейнерные перевозки на ДВЖД выросли в 2023 году на 22,2% — до 1,3 млн TEU
10:01 Губернатор: Минфин не поддержал обнуление НДС для каботажных морских перевозок в Калининградскую область
09:41 Морцентр ТЭК: Перевалка грузов в морских торговых портах России в 2023 году выросла на 5,2% — до 885,9 млн тонн
08:51 «СахПасФлот» получит в 2024 году субсидию на осуществление перевозок на морской линии Корсаков — Курилы
08:25 ДПЛ «Петропавловск-Камчатский» отработала курсовые задачи в Японском море на глубинах до 200 метров
08:00 Объявлены фактические глубины и проходные осадки судов в порту Керчь

Как подать заявление о регистрации судна

  • Можно в письменном виде в отделении ГИМС.
  • Можно электронно через портал Госуслуг.

Портала «Госуслуг» бояться не стоит. Это, пожалуй, лучшее, что дало Государство гражданам. Если еще не пользовались, то срочно регистрируйтесь — полное счастье не гарантировано, но время и нервы сбережете.

Источник — Приказ N 355
4. Заявление о государственной регистрации может быть подано в письменном виде по месту нахождения подразделения ГИМС МЧС России, а также в электронном виде через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

  • Более того, если вы подаете электронное заявление, то шансы получить отказ минимальны — главное следовать информации, которая опубликована на официальных сайтах МЧС России и на Едином портале, даже если она ошибочная!
  • И госпошлину вам не придется платить до подачи заявления, как в случае с бумажным вариантом.

Как исключить судно из реестра маломерных судов

«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.

В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:

  1. документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
  2. таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
  3. свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.

Изменения, ожидаемые в 2024 году

Одним из главных изменений будет введение обязательности электронного технического паспорта для каждого маломерного судна. Такой паспорт будет содержать все основные характеристики судна, его технические данные и результаты проверок и осмотров. Это позволит упростить процесс регистрации судна и повысить безопасность его эксплуатации.

Читайте также:  Документы для получения водительских прав в 2024 году

Важным изменением также станет введение новых правил по обучению и сертификации капитанов маломерных судов. Вместо текущей системы, где требуется только наличие водительского удостоверения, капитаны будут обязаны пройти специальные курсы обучения и получить соответствующую сертификацию. Это позволит повысить уровень квалификации капитанов и улучшить безопасность плавания.

В 2024 году также ожидаются изменения в требованиях к электрическим и навигационным системам на борту маломерных судов. Судовладельцам будет предложено обновить и модернизировать свои системы в соответствии с новыми требованиями безопасности и эффективности. Такие изменения позволят снизить риск аварий и неисправностей на воде.

В целом, ожидаемые изменения в правилах эксплуатации маломерных судов в 2024 году направлены на повышение безопасности и эффективности плавания. Судовладельцам и капитанам предстоит выполнить ряд новых требований, но это позволит обеспечить более безопасную и комфортную эксплуатацию маломерных судов.

Важная информация для капитанов и экипажей судов

С появлением новых правил эксплуатации маломерных судов в 2024 году, капитаны и экипажи судов должны быть в курсе всех требований, чтобы обеспечить безопасную и эффективную работу на воде.

Одним из основных изменений, которые ожидаются, является введение обязательности наличия лицензии для капитанов маломерных судов. Теперь все капитаны должны пройти специальное обучение и успешно сдать экзамен, чтобы получить лицензию, подтверждающую их квалификацию и знание правил плавания.

Также ожидается ужесточение требований к безопасности судов. Экипажи должны пройти дополнительное обучение по охране труда, пожарной безопасности и первой помощи. Все суда должны быть оснащены необходимым спасательным оборудованием, а экипажи должны знать, как им правильно пользоваться в случае чрезвычайной ситуации.

С целью предотвращения пьянства на воде и улучшения безопасности маломерных судов, в новых правилах также содержится запрет на употребление алкоголя экипажем и пассажирами во время плавания. Капитаны и экипажи обязаны следить за соблюдением этого запрета и принимать соответствующие меры, если необходимо.

Обзор маломерных судов

Маломерные суда могут быть представлены в различных типах и моделях, каждый из которых имеет свои особенности и применение. Например, среди них можно выделить гребные лодки, катера, яхты, каяки, водные скутеры и т.д. Каждый тип судна имеет свои особенности и предназначение, поэтому выбор маломерного судна зависит от конкретных задач и требований пользователей.

Одной из основных преимуществ маломерных судов является их маневренность и малая осадка. Это позволяет использовать такие суда в ограниченных водоемах, близко к берегу, в местах, где большие суда не смогут пройти. Кроме того, маломерные суда обладают высокой скоростью и могут доставить пассажиров или грузы к месту назначения быстрее, чем другие виды водного транспорта.

Для эксплуатации маломерных судов требуется соответствующая регистрация в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). В 2024 году в России вступит в силу новый порядок регистрации маломерных судов, который будет распространяться на суда длиной до 20 метров и рабочей скоростью до 25 узлов. Регистрация необходима для обеспечения безопасности и контроля за эксплуатацией маломерных судов, а также для их идентификации и обеспечения соблюдения правил плавания.

Тип маломерного судна Особенности
Гребные лодки Для передвижения с помощью гребных весел, используется в спортивных и прогулочных целях
Катера Оборудованы двигателем, могут развивать высокую скорость, используются для различных видов транспортировки и развлечений
Яхты Роскошные и комфортабельные суда для морских путешествий и отдыха
Каяки Для активного отдыха, сплавов по рекам и водным походам
Водные скутеры Для экстремальных развлечений и скоростного плавания

Выбор маломерного судна зависит от многих факторов, таких как цели использования, предпочтения пользователя, финансовые возможности и другие. Важно также учесть требования и правила регистрации в ГИМС для безопасности и легальной эксплуатации судна.

Административные проступки

Отсутствие на судне документов, требуемых для проверки инспекторами ГИМС, влечет за собой получение предупреждения или оформление штрафа в размере 100 рублей. Поэтому всегда возите с собой водительские права, судовой билет и свидетельство о праве собственности (или доверенность).

Штрафом в размере от 300 до 500 рублей караются мелкие правонарушения, в числе которых:

  • опасное маневрирование;
  • превышение скорости;
  • несоблюдение правил плавания;
  • игнорирование навигационных знаков;
  • остановка в запрещенных для стоянки местах;
  • невыполнение требований по использованию звуковых и световых сигналов.

Далее ставка штрафных санкций повышается от 500 до 1000 рублей. К этой категории относятся такие нарушения, как необоснованное отсутствие технического освидетельствование и неправильное нанесение бортовых номеров. В пределах этих же сумм карается управление маломерным судном без регистрации, отсутствие судоводительских прав, переоборудование лодки или катера без полученного разрешения от надзорных органов ГИМС МЧС.

С 1 марта 2022 года вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов

«Вывести» лодку из Реестра будет теперь сложнее — это обратная сторона новшеств 2022. Для этого потребуется основания, которых прописано всего три. При чем, они должны быть подтверждены документом.

В зависимости от обстоятельств теперь требуется предоставить:

  1. документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель маломерного судна, пропажу маломерного судна без вести, а также утрату маломерным судном качества судна в результате перестройки или других изменений;
  2. таможенную декларацию по вывозу маломерного судна с территории Российской Федерации;
  3. свидетельство о годности к плаванию или заключение о результатах идентификации и осмотра судна.

Статья 24, пункт 3 Приказа МЧС РФ от 15.08.2021 N 566

Если с 1 и 2 пунктами все очевидно, то 3-ий выглядит как «золотой» билет.

Перед прохождением аттестации в Госинспекции по маломерным судам МЧС необходимо пройти обучение на спецкурсах по подготовке будущих судоводителей. Если экзамен не был сдан с первой попытки, пересдачу назначают не ранее, чем через 7 дней. После успешной сдачи экзамена нужно подготовить пакет бумаг для оформления прав на управление маломерным судном:

Удостоверения отличаются по районам плавания и категориям плавсредств. В России выделяют три категории маломерных судов: парусные, моторные, гидроциклы. Существуют такие районы плавания:

  • МП — морские пути;
  • ВВП — внутренние водные пути (водохранилища, реки, озера);
  • ВП — водные пути (внутренние воды, не входящие в состав ВВП РФ).
Читайте также:  Льготы ветеранам труда в 2023 году в России

Получив права ГИМС на управление маломерным судном, гражданин имеет право использовать плавсредство определенного вида.

ПРАВИЛА рыболовства в Ленинградской области

28. Рыболовам-любителям запрещается вылов рыбы и раков менее следующих размеров: судак-40 см, щука-30 см, лещ-22 см, ручьевая форель-пеструшка-20 см, хариус-25 см, рак-9 см. Минимальный размер рыбы определяется от вершины рыла (при закрытом рте) до основания средних лучей хвостового плавника, рака-от середины глаза до конца хвостового плавника (по наибольшей длине). Вылов рыб охраняемых видов и раков непромыслового размера не должен превышать 20 процентов от общего количества по счету. 29. Запрещается любительский и спортивный лов рыбы, сбор водных растений, беспозвоночных в течение всего года (помимо водоемов, указанных в статьях 1, 11.2, 11.3, 11.5): — у охраняемых плотин, шлюзов, защитных дамб, мостов и других гидротехнических сооружений в пределах зон отчуждения; — в пруду, входящем в мемориальную зону музея «Сарай» В. И. Ленина в Разливе; — в Копорской губе на расстоянии ближе 1 км по обе стороны и 200 м в глубину от гидротехнических сооружений Ленинградской атомной электростанции им. В. И. Ленина; — на участках, находящихся в полосах отвода зон Министерства обороны СССР, военных и торговых портов, промышленных предприятий и заповедников; — у рыбоводных заводов, их цехов и пунктов, садков для выращивания и выдерживания рыбы — на расстоянии менее 500 м; — в заповедниках, рыбопитомниках, прудовых, озерных товарных и других рыбных хозяйствах (Приложение 5); — в реках и их притоках, где обитают или нерестятся лосось, кумжа, форель, и их предустьевых участках в обе стороны от устья и в глубь залива или озера на расстоянии 1 км, за исключением участков, на которых разрешается ограниченное использование орудий лова (Приложение 6); — в Лосевской протоке Вуоксинской озерно-речной системы в пределах зон отвода охраняемых мостов ; — в озерах Вуоксинской озерно-речной системы Волочаевское, Мелководное, Луговое, во всех реках и протоках, соединяющих эти озера с р. Вуоксой, в том числе в р. Булатной (Холодный Ручей) . Примечание . В озерах Волочаевское, Мелководное, Луговое любительский и спортивный лов рыбы разрешается членам обществ охотников и рыболовов по путевкам обществ, которым отведены названные озера. В р. Булатной (Холодный Ручей) членам обществ охотников и рыболовов разрешается лов рыбы поплавочной удочкой с 15 июня до ледостава. На Ладожском озере и Финском заливе любительский и спортивный лов рыбы разрешен на всей акватории в границах Ленинградской области (исключая зоны отвода Министерства обороны СССР) при удалении от берега не более 3 км и не ближе 500 м от установленных промысловых орудий лова, плавов, тоней, садков для выращивания и выдерживания рыбы. Запрещается на всех водоемах лов рыбы с применением кормушки, соединенной с орудием лова кольцом, петлей или каким-либо другим способом, не указанным в настоящих Правилах. 30. Запрещается лов рыбы и раков в следующие сроки : — в оз. Тихое и в протоке, соединяющей озеро с р. Россонь, в оз. Липовском и в протоке, соединяющей озеро с Финским заливом, — с распадения льда по 30 июня; — в бухтах Селезневская, Подберезовая, Малая Пихтовая Выборгского залива и в оз. Зайчихино Выборгского района — с распадения льда да 15 июня; -раков-в период вынашивания икры, а также при линьках (икряные самки и раки с размягченным панцирем подлежат немедленному выпуску обратно в водоем в живом виде); — во всех реках области — щуки — с распадения льда до 20 мая , на остальных водоемах — с распадения льда до 31 мая (в Нарвском водохранилище — с распадения льда до 15 мая); Примечание . Членам обществ охотников и рыболовов, привлекаемым органами рыбоохраны к отлову щуки на лососевых реках (на определенных участках), разрешается вылов щуки и в период с распадения льда до 20 мая по разрешениям, выдаваемым органами рыбоохраны, с обязательным представлением отчета о результатах вылова. — в Финском заливе (включая Нарвский залив) — судака — с 20 мая по 15 июня; — в Выборгском заливе — судака и леща — с 20 мая по 10 июня; — в Ладожском и Онежском озерах — судака и леща — с распадения льда до 15 июня; — на прочих водоемах, в реках и водохранилищах — ручьевой форели-пеструшки — с 1 сентября по 15 ноября, судака, леща и хариуса — с распадения льда до 15 июня. 31. Таксы для исчисления размера суммы, взыскиваемой с граждан за ущерб, причиненный рыбному хозяйству незаконным выловом, добычей или уничтожением ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных в районе действия настоящих Правил, утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1974 г. № 833, Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 апреля 1975 г. № 236 и совместным решением Минсельхоза СССР, Минрыбхоза СССР, Госкомлесхоза СССР по согласованию с Минфином СССР от 25 октября 1985 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1983 г. № 313 «О Красной книге СССР».

Обязанности судоводителя

Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018–2019, судоводители обязаны:

  • знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства;
  • перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна;
  • при перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
  • обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.);
  • выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.
Читайте также:  Материнский капитал-2023: новая ежемесячная выплата

Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.

Вступили в силу новые правила регистрации маломерных судов в ГИМС

Обладатели надувных ПВХ лодок переживают, нужно ли обращаться в госинспекцию и платить транспортный налог. Ведь небольшая надувная или гребная лодка на воде кажется таким незначительным средством передвижения.

Судна, которые не нужно регистрировать в Госинспекции:

  • лодки, купленные с целью передвижения во внутренних водоемах (реках и озерах) РФ;
  • плавстредство без силовой установки и грузовой подъемностью до 200 кг включительно;
  • плавсредство с мощностью силовой установки до 8 кВт или 9,9 л/с;
  • гребные лодки.

Для рыбалки, охотничьего промысла и различных подсобных работ просто необходима надувная резиновая лодка. Закон РФ обязывает регистрировать катамараны, гидроциклы, яхты, катера и различные надувные лодки, попадающие под регламент ГИМС.

Резиновую лодку нужно регистрировать, если:

  • вес больше 200 кг.;
  • установленный движок имеет мощность больше 8 кВт или 9,9 л/с;
  • техпаспорт лодки разрешает установку мотора с параметром, превышающим 10 л/с.

Все резиновые лодки, которые не попадают под эти параметры регистрировать в ГИМС не нужно. Но правила использования резиновых лодок нарушать не стоит. На воде сотрудник МЧС РФ может потребовать у судовладельца документ на право эксплуатации лодкой.

Владельцу резиновых лодок при выходе на воду нужно иметь:

  • паспорт РФ или его копию;
  • документ права собственности судна;
  • удостоверение на управление (для лодок с мощностью мотора выше 5 л.с/3,58 кВт);
  • весла;
  • спасательный жилет;
  • черпак.

Чтобы поставить любую, попадающую под параметры требований, лодку на учет в Государственную Инспекцию Маломерных Судов, а именно получить Судовой Билет маломерного судна необходимо:

  1. Приобрести лодку.
  2. Собрать необходимый список документов.
  3. Приехать в ГИМС, расположенный по месту регистрации.
  4. Предоставить необходимый список документов.
  5. Получить Судовой Билет.

ВАЖНО! Зарегистрировать лодку в ГИМС можно не выходя из дома через портал Госуслуги.

Документы в порядке, удостоверение в кармане и судовой билет получен. Остался еще один важный шаг, чтобы уверенно и свободно разгонять волны на территории РФ – это нанести номер на лодку по правилам ГОСТ и ГИМС.

Правильно нанесенный номер должен обладать следующими признаками:

  • соответствовать рекомендуемым размерам;
  • иметь контрастный цвет с лодкой;
  • находиться между носовой частью и четвертью длины форштевня судна.

Типы маломерных судов, подлежащих регистрации

В соответствии с новыми правилами, вступившими в силу с января 2024 года, регистрация в ГИМС становится обязательной для ряда видов маломерных судов. Вот основные типы маломерных судов, которые подлежат регистрации:

Тип судна Характеристики
Лодки и моторные яхты Длина более 20 метров, скорость свыше 30 узлов
Парусные яхты Длина более 24 метров, вместительность свыше 12 человек
Гидроциклы Общая масса более 750 кг, скорость свыше 70 км/ч
Катера Мощность двигателя более 300 л.с., длина более 10 метров
Плавающие жилые дома Общая площадь более 30 кв.м., электроснабжение более 220 В

Имейте в виду, что список указанных типов маломерных судов не является исчерпывающим. Если у вас есть судно, которое не соответствует приведенным характеристикам, но вам требуется его регистрация в ГИМС, обратитесь в соответствующее учреждение, чтобы получить более подробную информацию.

Сроки проведения регистрации маломерных судов

В соответствии с вступившими в силу изменениями в Федеральном законе №230-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О безопасности судоходства» сроки проведения регистрации маломерных судов стали обязательными. Владельцам судов необходимо выполнить процедуру регистрации до 1 января 2024 года.

Регистрация маломерных судов проводится в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС). Владельцы судов должны предоставить следующие документы для регистрации:

  • Заявление о регистрации маломерного судна;
  • Документы судовладельца, включающие паспорт, свидетельство о государственной регистрации физического лица или свидетельство о постановке на учет в качестве ИП или свидетельство о регистрации юридического лица;
  • Документы о праве собственности на судно, такие как договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности или доверенность на пользование судном;
  • Технический паспорт судна с отметкой о годности к эксплуатации;
  • Свидетельство об учете в ГИМС организаций, имеющих малометражный флот.

Важно учесть, что регистрация маломерных судов является обязательным требованием для их использования в водных объектах. Подлежат регистрации все моторные и парусные суда длиной более 3 метров или с двигателем мощностью более 10 лошадиных сил.

Обращаем ваше внимание, что невыполнение требований по регистрации судна до указанного срока может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафных санкций.

Необходимо уделить необходимое внимание регистрации маломерных судов и внести все необходимые данные в установленном порядке. Это позволит избежать возможных проблем в будущем и обеспечить безопасность судоходства.

Изменения и обновления правил регистрации

В 2024 году вступили в силу новые правила регистрации лодок, которые предусматривают освобождение от обязательной регистрации в ГИМС определенных типов лодок.

Согласно изменениям, лодки без двигателя и с ручным веслованием будут освобождены от обязательной регистрации. Это означает, что для таких лодок не потребуется получение номера и постановка их на учет в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС).

Однако, если лодка оснащена двигателем, в том числе электрическим, или имеет парусное вооружение, она всё равно должна пройти регистрацию в ГИМС. Также, для лодок, предназначенных для коммерческого использования, праздничных и спортивных мероприятий, регистрация остается обязательной независимо от наличия двигателя или парусного вооружения.

Имеется в виду, что общая практика регистрации таких лодок будет продолжаться и после вступления в силу новых изменений. Регистрация позволяет контролировать и обеспечить безопасность плавания таких судов, а также определить их владельцев и ответственных лиц.


Похожие записи:

Добавить комментарий