Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевозка инвалидов и инвалидов-колясочников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Благодаря такому транспорту люди с ограниченными возможностями могут без проблем добраться в нужное место и чувствовать себя полноценным человеком. Автобусы оснащены усиленной амортизационной системой, чтобы поездка была максимально комфортной. На таких такси работают только опытные водители, которые уверенно чувствуют себя на дороге, обязательно с большим стажем работы. Это необходимо для того, чтобы максимально быстро доставить человека в нужное место и сделать поездку менее утомительной. Они регулярно проходят проверки на профпригодность и повышают квалификацию.
Такси с пандусом для перевозка пассажиров с ограниченными возможностями
Инвалидность – это не приговор и каждый человек должен чувствовать себя полноценным. Такси для маломобильных граждан позволит решить одновременно несколько проблем. Теперь передвижение по городу и стране станет намного интереснее и комфортнее.
Любой из населенных пунктов имеет собственный номер телефона для льготной службы такси. Отдельными регионами был разработан сайт заказа специализированного транспорта, чтобы недееспособный мог оформить вызов по интернету.
Важно понимать, что в мегаполисах придётся ждать такой транспорт гораздо дольше, так как количество оборудованных машин ограничено, а число желающих достаточно большое. Как пример, в г. Москва подавать заявку на социальное такси нужно за два дня до предполагаемой даты поездки.
Столичное специализированное такси можно вызвать тремя способами:
Заказ услуг социального такси осуществляется каждый день с восьми утра до восьми вечера. Предоставление льготного транспорта осуществляется по будним дням до 16-30. Если у инвалида пропала потребность в социальном такси, а заказ уже был оформлен, он может отменить заявку.
Что говорит закон о маломобильных гражданах?
Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).
Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».
В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).
Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:
- Учрежденная Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
- Учрежденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Каждый гражданин, который соответствует вышеупомянутым требованиям, может вызвать специализированный транспорт для того, чтобы добраться в один из пунктов социального предназначения.
К перечню таковых относятся:
- Местные законодательные органы;
- Прокуратура;
- Судебные учреждения;
- Органы местного самоуправления;
- Управления ПФР и социальной защиты населения;
- Спортивные учреждения;
- Медицинские организации;
- Культурные учреждения;
- Общественные формирования;
- Образовательные заведения;
- Ритуальные агентства;
- Протезирующие предприятия.
Неприоритетный вопрос
В действующем законодательстве нет четко прописанных правил предоставления социального такси для маломобильных граждан.
«В России сегодня отсутствует какой-либо конкретный нормативный акт, обязывающий местные администрации в принципе предоставлять людям с ограниченными возможностями социальное такси, — поясняет юрист Дмитрий Фаустов. — Если говорить о московской службе, тот факт, что воспользоваться ею могут только и исключительно жители Москвы, безусловно, противоречит не только юридической логике, но и Основному Закону России. Статья 39 Конституции гарантирует всем гражданам социальное обеспечение, в том числе по болезни и инвалидности».
Судя по всему, власти субъектов под социальным обеспечением граждан с ограниченными возможностями понимают исключительно назначение мизерных выплат. Вопрос о доступной транспортной среде до сих пор не является для них приоритетным.
«Вопрос о социальном такси имеет массу юридических пробелов, — продолжает Дмитрий. — Он практически не регулируется законодательством и является одним из важнейших предметов для дискуссии на уровне правительств субъектов страны».
Адвокат Арсения Разумовская добавляет: услугу в регионах вообще некому предоставлять, ведь и без того небольшие региональные бюджеты по этому направлению не осваиваются. Москва может порадоваться хотя бы тому, что эта служба здесь есть.
Больницы, офисы, кладбища, а летом — на дачу
Соцтакси — не дополнительная льгота, не бонус и не «приятный подарок» для инвалидов от городских властей. Это жизненная необходимость. Заменить его нечем, ведь другого способа перемещаться по городу у инвалидов просто нет. Они не только лишены возможности выбирать, пользоваться ли этой услугой. При заказе соцтакси у них нет права самостоятельно решить, куда на нем поехать.
«Частники, пусть и втридорога, повезут тебя, куда сам попросишь, — говорит Илья Рутковский. — А социальное такси — нет. На нем можно съездить в больницу, на учебу или на работу. И это практически все».
В регламенте предоставления социального такси есть исчерпывающий перечень пунктов назначения поездок. И выйти за его рамки не получится. В приоритете — медицинские и санаторные, образовательные учреждения, а также аэропорты, вокзалы и госорганы. С июня по август можно съездить на дачу, если она находится в пределах Москвы или в Подмосковье. Есть шанс оформить поездку в дом отдыха, а еще — на кладбище.
«В конце этого списка они пишут, что можно заказать такси, чтобы попасть на некие “культурно-развлекательные и досуговые мероприятия города”, — продолжает Илья. — Но на практике даже в театр тебя вряд ли повезут».
Поехать на соцтакси за покупками, на концерт или на встречу с друзьями в кафе тоже не получится. Видимо, власти считают это излишеством. Выходит, что до сих пор настоящая свобода передвижения остается для людей с инвалидностью непозволительной роскошью.
Как производится перевозка граждан?
В социальном такси для инвалидов числится около 250 автомобилей. Стоянкой для них является автобусный парк Мосгортранспорта. Для транспортировки инвалидов используются автомобили, оборудованные поворотными сидениями, крепежами для колясок и специальными подъемниками.
Узнать машины службы можно по логотипу (белый цветок на зеленом фоне) и надписи «Социальное такси». По бокам автомобиля размещаются полосы зеленого цвета с номером телефона диспетчерской службы и наименованием транспортного средства.
Перевозка инвалидов производится, что называется, от двери до двери. Сотрудник службы встречает клиента, помогает ему сесть в автомобиль, а по прибытии в пункт назначения – провожает до нужного места.
Заказать социальное такси могут:
- Дети-инвалиды до 7 лет.
- Несовершеннолетние инвалиды, которые не могут самостоятельно передвигаться и нуждаются в средствах реабилитации. К таким средствам реабилитации принадлежит коляска, костыли, трости.
- Родители или опекуны детей-инвалидов.
- Лица с ограниченными возможностями 1-ой группы.
- Лица, получившие инвалидность во время Отечественной войны и заключения в фашистском лагере.
- Дети, которым присвоена инвалидность по зрению.
- Зарегистрированные жители Москвы, которые являются членами многодетных семей.
- Инвалиды 2-ой группы, которым исполнилось 80 лет.
- Лица, что сопровождают инвалидов.
Как подготовить человека к перевозке
Подготовка гражданина к транспортировке зависит от нескольких факторов: его состояния здоровья, рекомендаций и заключения лечащего врача (при транспортировке больного), расстояния до конечной точки маршрута.
Подготавливаясь к перевозке маломобильного гражданина, родственникам или сопровождающим следует придерживаться следующего алгоритма действий:
- Выбрать организацию, которая специализируется на перевозке маломобильных граждан, уточнив о наличии необходимой техники и оборудования в автомобиле, договориться на определенную дату и детально проговорить о состоянии здоровья транспортируемого, его диагнозе и прочих нюансах (например, наличие у него в анамнезе сахарного диабета и необходимости укола инсулина в определенное время), чтобы сопровождающий персонал мог вовремя среагировать в случае возникновения критической ситуации.
- Транспортировка пожилых людей с серьезными заболеваниями сердечно-сосудистой системы производится при наличии в транспорте необходимой медтехники – дефибриллятор, кислородный аппарат и др.. Граждане с психическими расстройствами перевозятся после приема успокоительных средств и фиксацией конечностей, во избежание причинения травм себе и сопровождающим
- Выбирая компанию перевозчика, следует сразу уточнять ключевые и важные вопросы, которые могут влиять на стоимость услуг: наличие необходимой аппаратуры, включена ли в стоимость доставка от квартиры до машины, состав сопровождающей бригады, возможно ли взять с собой дополнительные предметы или мебель (например, при переезде на дачу требуется взять стул-туалет) и др.;
- Соберите и тщательно проверьте перед выходом все личные документы и медицинскую документацию, личные вещи, которые могут понадобиться в пути (влажные салфетки, пеленки, полотенца, сменную одежду, запасные подгузники, питьевую воду в пластиковой бутылке);
- Одевать транспортируемого лучше непосредственно перед выходом, а вот накормить или напоить его следует предварительно, и постараться воздержаться от кормления в пути во избежание несчастного случая;
- Будет лучше если транспортируемый гражданин сходит в туалет дома или для удобства лучше одеть подгузник, так как у пожилых граждан возможно недержание мочи.
Положения нормативных актов определяют, кто имеет право заказывать социальное такси:
- Дети, имеющие группу инвалидности в возрасте до 7 лет включительно.
- Несовершеннолетние физлица, которые не могут самостоятельно передвигаться и применяют специальные приспособления (использующие костыли, трости, коляски).
- Родители или официальные опекуны детей, у которых установлена группа инвалидности (как сопровождающие)
- Лица 1 группы инвалидности.
- Инвалиды ВОВ и лица с инвалидностью, являющимися бывшими узниками фашистских лагерей.
- Дети-инвалиды, у которых ограничение установлено из-за зрения.
- Инвалидам 2 группы, возраст которых составляет 80 и более лет.
Когда и с какой целью вызывают соц. транспорт
Основная роль — это оказание помощи людям, которые не могут самостоятельно передвигаться. При использовании данного транспорта они получают специализированный автомобиль, адаптируемый под их ограничения, при этом стоимость данной услуги значительно снижена.
Поехать на таком такси можно только к социально значимым объектам. Данный список закрепляется нормативными актами муниципалитета.
Как правило, социальное такси предоставляется:
- Для посещения государственных учреждений, которые обслуживают населения – ПФР, полиция, поликлиники, больницы и т.д.
- Для посещения государственных аптек, которые обслуживают инвалидов.
- Чтобы съездить в аэропорт, вокзал и т.д.
- Для посещения учреждений, которые занимаются адаптацией и оздоровлением лиц, имеющих группу инвалидности.
- Для посещения организаций, которые занимаются оказанием помощи лиц с инвалидностью на бесплатной основе.
- Чтобы съездить в ритуальные салоны.
- Для посещения учреждений культуры (театры, кино, выставочные залы и т.д.)
Также существует перечень дополнительных объектов, в которые инвалид также может поехать, но стоимость услуги будет выше (без льготы). Но даже с учетом этого, оплата за проезд на социальном такси получится меньше, чем на обычном.
Полный список объектов, для поездки в которые инвалид может вызвать социальное такси можно узнать по телефону в конкретном населенном пункте.
При этом данная услуга оказывается я в порядке очередности:
- Первая очередь – инвалиды – колясочники.
- Вторая очередь – инвалиды, имеющие первую группу инвалидности.
- Третья очередь – инвалиды второй группы.
- Четвертая – все другие категории.
Важно! Существует также ограничение для количества поездок.
Если инвалид является учащимся или работающим и при этом маломобильным, он может 80 раз в месяц вызвать социальное такси. В остальных случаях – 20 раз в месяц. Для лиц, проходящих реабилитацию ограничения, не действуют.
Также вызвать такси нужно заранее перед поездкой. В некоторых регионах это нужно сделать не менее чем за 24 часа.
Обслуживание в аэропорту и на борту воздушного судна
Для прохождения предполетных процедур рекомендуем прибыть на регистрацию в аэропорт заблаговременно, не менее чем за 2 часа до времени вылета указанного в расписании.
С целью получения услуг, запрос по которым ранее был направлен в авиакомпанию, требуется обратиться на стойку регистрации для оповещения персонала о своем прибытии в аэропорт.
Инвалиды и лица с ограничениями жизнедеятельности на стойке регистрации обслуживаются без очереди.
Посадка на борт маломобильных пассажиров осуществляется до начала общей посадки пассажиров.
Просим прибывать к выходу на посадку не позднее времени начала посадки, указанного в посадочном талоне.
В случае регистрации через врачебный здравпункт аэропорта уточняйте на интернет-сайте аэропорта время прибытия и порядок обслуживания.
Маломобильный пассажир может взять с собой в салон самолета (без взимания дополнительной платы): костыли, трость, складные ходунки, необходимые в полете медицинские препараты, в случае, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж. Если указанные вещи оформляются к перевозке в качестве зарегистрированного багажа, то их вес учитывается при взвешивании, перевозка осуществляется в счет нормы бесплатного провоза багажа.
Кресло-коляска, как средство передвижения маломобильного пассажира, перевозится бесплатно как сверхнормативный багаж. Кресло-коляску пассажир может сдать в багаж на стойке регистрации в аэропорту либо использовать до посадки в самолет.
В салонах воздушных судов Авиакомпании Азимут пассажирские кресла оборудованы поднимающимися подлокотниками для удобного перемещения пассажира с ограниченной подвижностью с кресла-коляски на сиденье пассажирского кресла. Для комфорта пассажир может забронировать и оформить одно или несколько дополнительных мест в салоне самолета, воспользовавшись услугой «дополнительное место». Услуга платная. Для заказа необходимо обратиться по телефону контакт-центра авиакомпании (863) 226-00-05 до покупки авиабилета.
РЖД: места для инвалидов
Федеральная пассажирская компания РЖД оснащает поезда вагонами для инвалидов, которые курсируют на дальние расстояния. Всего организация задействует 683 специализированных вагона, из которых 27 имеют 2 этажа. Каждый из них предприятие РЖД оборудовало одним купе для инвалидов, предназначенным для лица с ограниченными возможностями и его сопровождающего. Приобрести билет можно только в кассах, предоставив при этом национальный паспорт и один из нижеперечисленных документов:
- заключение медико-социальной экспертизы;
- справка врачебно-трудовой экспертизы;
- удостоверение инвалида;
- индивидуальная программа реабилитации.
В стране достаточное число инвалидов. Поэтому сервис предоставляет машины в порядке очерёдности. То есть, если установлена очередь, то придётся ждать некоторое время, пока инвалиду попадут машину и отвезут его в нужно место.
Правом на первоочередное обслуживание обладают:
- инвалиды – колясочники;
- лица, имеющие 1-ую группу инвалидности;
- граждане, у которых 2-ая группа инвалидности;
- иные категории инвалидов.
Также правом на льготное обслуживание обладают:
- дети до 7 лет, имеющие инвалидность. Они могут пользоваться такси только в сопровождении взрослого;
- несовершеннолетние инвалиды, имеющие инвалидность по зрению.
Московский тариф на пользование социальным такси включает в себя оплату бензина, амортизацию машины, ремонт подъёмника.
Бесплатное социальное такси для инвалидов можно заказать только в Москве, в других городах безвозмездных услуг не предоставляется. Кроме того, в столице утверждён самый широкий перечень услуг, входящих в транспортировку инвалида:
- самостоятельный вызов;
- комфортабельные условия проезда;
- самые низкие тарифы;
- выбор маршрута из предлагаемого перечня;
- сопровождение специалиста;
- встреча у двери, помощь при спуске по лестнице даже при отсутствии лифта;
- вызов специалиста для починки инвалидного кресла.
Социальные службы по вызову такси действуют также в следующих городах:
- Санкт-Петербурге (такси в основном ориентированы на колясочников);
- Ульяновске;
- Челябинске (в приоритете числятся больные гемипарезом, граждане с особыми заслугами перед Россией, одинокие пенсионеры и инвалиды);
- Перми (вызвать такси инвалидам можно до 8 раз в месяц, остальные категориям граждан — до 4 раз);
- Самаре (неограниченное количество вызовов для инвалидов) и др.
Основная целевая аудитория действующих программ социального такси – это граждане с инвалидностью, которые в силу своих ограничений здоровья сталкиваются с серьезными трудностями в вопросе передвижения или вовсе не могут ездить куда-либо самостоятельно.
Если говорить конкретно о категориях населения, то правом пользования услуг социального такси обладают:
- граждане с инвалидностью I группы;
- граждане старше 80 лет, которым была присвоена II группа инвалидности;
- ветераны Великой Отечественной Войны;
- родители ребенка с инвалидностью (услуга доступна только в том случае, если услуги перевозчика необходимы именно для транспортировки ребенка куда-либо);
- граждане, сопровождающие инвалидов.