Как правильно заполнить Европротокол и получить выплату за ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно заполнить Европротокол и получить выплату за ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2023 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Когда виновник скрылся с места аварии

По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?

  • Выполнить все правила поведения при ДТП;
  • Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
  • Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
  • Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
  • Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.

Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.

На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.

Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.

Вызов аварийного комиссара без вызова ДПС

Аварком исследует участок ДТП, фиксирует дефекты машин, детали аварии, снимает копии водительских документов, опрашивает очевидцев, собирает их контакты, оценивает стоимость ущерба и составляет отчет специалиста о ДТП — документ, подтверждающий повреждения транспорта и причины их получения. Помогает автомобилистам оформить расписку, объяснительную и заявление начальнику ГИБДД округа, в котором произошла авария.

Чтобы вызвать независимого аваркома, можно обратиться в любую специализированную компанию. Позаботьтесь об этом заранее и всегда держите при себе контактный номер аваркома. Оплату услуг независимого специалиста вы совершаете самостоятельно. Однако, перечень его услуг шире, чем у комиссара вашей страховой службы — от оформления аварии до доставки вас домой и психологической помощи. При этом комиссар отстаивает ваши интересы. Вызов комиссара оправдан, если вы теряетесь в стрессовых ситуациях. Специалист оформит происшествие вместо вас. Полезными услуги аваркома будут также, если вы подозреваете второго участника ДТП в мошенничестве. Обычно специалист легко может вычислить подобные аферы.

Читайте также:  Как погасить долг по судебному приказу?

Неоплачиваемый вызов комиссара возможен, если вы приобрели расширенную версию ОСАГО или КАСКО. Внимательно изучите свое страховое соглашение: указано ли там, что аварком оказывает услугу бесплатно в рамках полиса или его работа оплачивается отдельно. Некоторые страховки содержат пункт о том, что компенсация за аварию возможна, только если на место происшествия был вызван комиссар. Другие агенты при поступлении заявки самостоятельно решают, необходим ли вам вызов аваркома. Комиссар от страховой организации защищает ее интересы и способствует уменьшению предполагаемой суммы выплаты.

Внимательно изучите заявление специалиста об аварии. Уточняйте подробности дела, спорные формулировки, дополнительные комментарии специалиста. Страховые агенты при определении компенсации будут опираться на отчет комиссара, сверять его с информацией ДПС и медработников.

После принятия извещения к рассмотрению пострадавший должен предоставить автомобиль на осмотр в свою страховую компанию. Здесь тоже есть свои подводные камни: например, судьба компенсации может зависеть от виновника аварии. Страховщики могут заподозрить факт мошенничества и потребовать на сверку повреждений второй автомобиль. Если виновник ввиду различных причин отказался приезжать на очную ставку, то страховщики могут отказать в компенсации невиновному человеку. Хотя юристы отмечают, что сверка второго автомобиля не является законным поводом для отказа.

— Пострадавший свой транспорт привёз на оценку, документы заполнены правильно, виновник признался — всё, дальше ничего не должно мешать выплате. В противном случае нужно обращаться в РСА или Центробанк (регулятор отрасли), — настаивает Николай Тюрников.

В такую ситуацию попал Андрей из Калининграда. После ДТП, оформленного по европротоколу, Андрей, как пострадавший, подал все документы в «Росгосстрах», предоставил свой разбитый «киа-рио» на осмотр и стал ждать выплаты. Однако в возмещении Андрею отказали на основании того, что виновник ДТП на осмотр свой автомобиль не предоставил. В ответ на претензии в адрес руководства компании вновь пришёл отказ. Ситуацию спасла только жалоба в РСА — по прошествии двух недель после её отправления Андрею были перечислены деньги.

Эксперты сходятся во мнении, что механизм европротокола в данный момент не отработан и плохо прописан. Водители боятся того, что им не компенсируют ущерб, а страховщики, в свою очередь, получают лазейки для того, чтобы не платить деньги пострадавшим.

В каких случаях можно не вызывать ГИБДД

Закон разрешает использовать упрощенное оформление на месте только в некоторых случаях.

При заполнении усовершенствованного документа необходимо соблюсти следующие условия:

  1. В аварии участвовало не более 2-х машин.
  2. ДТП сопровождалось мелкими потерями и не стало причиной имущественного ущерба, кроме непосредственно самих автомобилей.
  3. Столкновения транспорта обошлась без людских жертв, которыми могли стать пассажиры, прохожие или водители ТС.
  4. Каждый из участников аварии оформил полис ОСАГО и прописан в нем, как обладатель правом управления конкретным средством (если один или оба автовладельца имеют зарубежную регистрацию, то им необходима страховка системы «Зеленая карта»).
  5. У сторон нет разногласий касательно самостоятельного оформления ДТП, обстоятельств случившегося, а также объема понесенных автомобилями повреждений.

Самостоятельное составление схемы

При заполнении спец.протокола аварии схема ДТП является основным фактором, влияющим на решение страховой компании о выявлении виновной стороны. ГИБДД используют ее для разбирательства в происшествии, также она служит доказательством в суде.

Чертеж аварии будет обладать юридической силой только при соблюдении условий, прописанных в ФЗ «Об ОСАГО». Иначе водитель может получить отказ в выплате возмещения.

Российское законодательство не выдвигает жестких претензий к художественному оформлению схемы дорожной аварии. Единственно важное обстоятельство – достоверность и полнота описываемой картины. При помощи чертежа полиция оценивает ущерб и размер ответственности для виновного.

Как оспорить схему ДТП?

Если автомобилист после рассмотрения обстоятельств аварии подписал схему ДТП, однако впоследствии обнаружил факты, которые противоречат обстоятельствам, указанным в документе, то подобную схему можно оспорить.

Читайте также:  Как заставить управляющую компанию работать

Основаниями для оспаривания составленного документа, если имеются доказательства всех факторов, могут являться:

  • в документе не отражена информация о месте дорожного происшествия, к примеру, не указаны погодные условия или повреждения дорожного полотна;
  • в документе зафиксирована недостоверная информация, к примеру, отображен другой сигнал светофора, что одним из участников ДТП могло быть сделано умышленно либо по ошибке;
  • документ был оформлен с нарушением норм законодательства.

Если гражданин сможет доказать факт искажения информации умышленных действий стороны, то на такого водителя распространяется уголовная ответственность.

Для того чтобы оспорить схему аварии, необходимо собрать необходимую доказательную базу (показания свидетелей, записи видеорегистраторов или других камер, расположенных на участке дороги, где случилось ДТП). После этого следует подать в суд исковое заявление.

Примеры для получения компенсации

Чтобы как можно скорее получить страховую выплату, необходимо подать в ГАИ правильно заполненный бланк при заключении договора с компанией, а потому и хранить его желательно всегда в бардачке своего автомобиля.

Информацию о ДТП вы вносите так же подробно и аккуратно, как и для подачи в ГИБДД. Потому, не стоит пользоваться простым карандашом и желательно максимально разборчиво прописывать все возможные сведения дорожно-транспортного происшествия.

Поскольку страховая предусматривает выплату, то её интересуют такие детали (по пункту 1.4 европротокола), как видимые повреждения ТС. Их описание должно быть максимально точным, лаконичным, существенным. Характер степени определяется участником – царапина, трещина, вмятина. Все прочие «дефекты» (которые не определяются критериями внешнего вида автомобиля) также обнаруживаются, но уже при проведении экспертизы страховой компанией.

Возможно, ли воспользоваться Европротоколом без второго участника аварии?

Например, если виновник аварии скрылся с места, причиненные повреждения соответствуют допустимому лимиту. Тут важно понимать, что невозможно заполнить Европротокол, так как позиция второго участника вам неизвестна. Например, он может быть не согласен с тем, что виновен в аварии. Соответственно, использовать Европротокол на основании решения только одной из сторон – недопустимо.

В подобных случаях, если виновное лицо отказывается выходить на контакт, скрывается с места событий, отказывается предоставить полис ОСАГО обязательно нужно обращаться в Госавтоинспекцию.

Если вы используете Европротокол, он не является действительным, поскольку второй участник не подписал его, и не подтвердил указанную в нем информацию.

Существует еще одно важное условие использования Европротокола – необходимо предоставить данные с системы ГЛОНАСС, фото- или видеосъемку, либо записи с видеорегистратора, подтверждающие обстоятельства ДТП.

Как действовать дальше

Регистрация аварии с помощью Европротокола означает, что сотрудники Госавтоинспекции не приедут на место аварии. Все документы, такие как схема, извещение о ДТП и другие составляются участниками аварии самостоятельно.

С момента оформления происшествия у пострадавшей стороны есть 5 дней на то, чтобы направить в страховую компанию все документы. Для того чтобы подтвердить факт аварии вам понадобятся следующие документы:

  • свидетельство ТС либо паспорт ТС;
  • данные с ГЛОНАСС, навигатора, либо фото- и видеосъемка с места аварии;
  • реквизиты собственника ТС;
  • паспортные данные;
  • информация об эвакуации ТС (если она осуществлялась);
  • извещение о ДТП.

Кто должен рисовать схему ДТП?

В отношении того, кто должен или имеет право составлять СДТП однозначного ответа нет – тут все зависит от следующих факторов:

  • Обстоятельств происшествия.
  • Целей составления документа.

В зависимости от обстоятельств происшествия и целей применения документа, схему ДТП могут составлять как его участники, так и должностные лица. К подобным обстоятельствам относится тяжесть последствий аварии, ее классификация, сложность определения степени вины, уровень разногласий и др. Если же единственной целью составления схемы является получение возмещения от страховой компании (далее СК) по ОСАГО или КАСКО, то можно обойтись и без привлечения сотрудников ДПС.

Если обобщить, то СДТП может составляться в двух целях:

  1. Для ГИБДД.
  2. Для страховой компании.

При этом для каждого пункта имеются свои нюансы, которые водителю нужно знать.

Аварийный комиссар, как специалист, может оказать всестороннюю помощь в оформлении ДТП — составить схемы повреждения, правильно сделать нужные фото, а иногда даже оказать медицинскую помощь или представить интересы пострадавшего в страховой компании. При оформлении Европротокола его помощь также окажется далеко не лишней. Однако с момента введения системы европейского протокола работы у них почти не прибавилось, несмотря на то, что водители взялись за самостоятельное оформление ДТП.

Читайте также:  Норма рабочего времени на 2023 год в ДНР

Дело в том, что вызов аварийного комиссара — услуга платная, поэтому у многих водителей просто возникает желание сэкономить на этом, оформив все самостоятельно. Правда некоторые страховые компании включают бесплатные услуги комиссара в страховой полис, однако все равно многие из них не видят в этом никакой выгоды или необходимости.

Когда допустимо составление схемы ДТП без участия ГИБДД

В определенных ситуациях водители могут в отсутствие наряда ДПС сами оформить протокол и начертить схему ДТП. Чтобы подобные действия не квалифицировались как оставление места происшествия и не влекли за собой административной ответственности в отношении участников аварии, нужно учитывать насколько обстоятельства, сопутствующие ДТП, подходят для самостоятельного оформления. Необходимыми условиями для этого являются:

  • аварийная ситуация с участием только двух автомобилей;
  • наличие у обоих автовладельцев действующих полисов ОСАГО (КАСКО);
  • отсутствие пострадавших или жертв происшествия (самих водителей, пассажиров, пешеходов), а также вреда или ущерба, причиненного имуществу других лиц;
  • обоюдное согласие сторон с оценкой стоимости, характера повреждений ТС и степенью вины каждого из водителей;
  • предварительная суммарная оценка затрат на ремонт транспорта не превышает 50 тыс. рублей.

Заполнение европротокола

При получении полиса ОСАГО каждому автовладельцу выдается несколько экземпляров «Извещения о ДТП», или европротоколов с подробным руководством по их заполнению. Чаще всего, подобные извещения используются в случаях когда:

  • ущерб ТС настолько незначителен, что их владельцы не планируют обращаться за компенсацией к страховщику;
  • полученные повреждения минимальны и для выплаты страховки не потребуется предоставлять в СК другие справки.

Последовательность заполнения европротокола и сведения о том, как нарисовать схему ДТП для страховой прописаны в инструкции по действиям автовладельцев в случае аварии. Они практически идентичны составлению рукописного варианта подобного документа для ГИБДД.

Различия состоят в следующем:

  • используется печатный шрифт;
  • не допускаются исправления и ошибки;
  • отметки в графах проставляются в виде галочек или крестиков;
  • в незаполненных строках ставится прочерк;
  • вносить изменения в один из экземпляров после их заверения подписями, и разъединения запрещается.

К оформлению европротокола нужно подходить ответственно. При отсутствии важных сведений в нем СК придется заниматься сбором недостающей информации самостоятельно, что может значительно увеличить срок рассмотрения заявления о выплате компенсации или стать причиной отказа в ее предоставлении.

В правильно оформленном извещении для страховщика должна присутствовать информация:

  • о месте аварии (с датой и временем);
  • о поврежденных ТС, их владельцах и лицах, управлявших автомобилями в момент ДТП;
  • о страховщиках водителей, участвовавших в происшествии, номерах полисов страхования, сроках их действия;
  • о повреждениях ТС (полный и подробный перечень);
  • об обстоятельствах ДТП (выбирается из имеющегося списка или описывается иное).

Когда нельзя самостоятельно составлять схему?

Самостоятельное составление схемы ДТП в 2020 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:

  • В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
  • В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).

При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).

  • Ущерб автомобилю составляет более 100 тысяч рублей, участники ДТП не смогли договориться, и у них есть разногласия относительно степени вины.

Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2020 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).


Похожие записи:

Добавить комментарий