Как изменить целевое назначение земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменить целевое назначение земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Установление и изменение разрешенного использования земельного участка предусматриваются градостроительными регламентами, а на земельные участки, на которые градостроительные регламенты не распространяются или для которых они не устанавливаются, — другими актами .
———————————
См.: Лесной кодекс Российской Федерации.

На тех территориях, где утверждены правила землепользования и застройки, существует положительная тенденция к упрощению данной процедуры и к уменьшению проблем, вызванных необходимостью таких изменений. Однако встает другой актуальный вопрос: п. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса говорит о том, что даже при утвержденных правилах землепользования и застройки заинтересованное лицо может подать заявление о предоставлении ему условно разрешенного вида использования земельного участка. Таким образом, законодатель, с одной стороны, закрепляет в правилах землепользования и застройки четкий перечень видов разрешенного использования для каждой территориальной зоны. С другой стороны, в порядке, установленном ст. 39 Градостроительного кодекса, заинтересованное лицо может получить и не предусмотренный правилами землепользования и застройки условно разрешенный вид использования земельного участка. Возникает вопрос об императивности данных правил и закрепляется возможность «обойти» их законным способом.

В большинстве муниципальных образований правила землепользования и застройки не утверждены.

В соответствии с предыдущей редакцией ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» крайний срок принятия правил землепользования и застройки составлял пять лет с момента принятия Градостроительного кодекса, т.е. до 30 декабря 2009 г. Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный срок был продлен до 1 января 2012 г. До принятия правил решение об изменении разрешенного использования принимается главой местной администрации. Однако это законодательное положение создает ряд проблем:
———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 17.
Российская газета. N 5076. 2009. 29 дек.

  1. В Законе не указано, орган местного самоуправления какого именно муниципального образования вправе принимать решение об изменении разрешенного использования. Ответ на данный вопрос можно встретить лишь в судебной практике: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 г. N 4-Г08-27 содержит указание на то, что решение об изменении разрешенного использования земельного участка принимают органы местного самоуправления поселенческого уровня, городского округа и муниципального района (но только на межселенных территориях).
  2. Закон не устанавливает каких-либо процедур и документов, обосновывающих возможность изменения разрешенного использования земельного участка. Пользуясь данным пробелом, многие строительные компании выкупают земли, на которых располагаются объекты, предназначенные для одного вида разрешенного использования, сносят их и меняют разрешенное использование для строительства офисных зданий, складов и т.п. На их пути встает лишь проведение государственной экологической экспертизы, результаты которой, к сожалению, зачастую не соответствуют фактическому существованию дел в силу ряда социально-экономических причин.
  3. Требование о проведении публичных слушаний, установленное как обязательное при изменении вида разрешенного использования земельных участков для территорий, на которых не утверждены правила землепользования и застройки, не устанавливает обязательность результатов этих публичных слушаний. На практике также существуют большие проблемы с информированием населения о проведении публичных слушаний, что зачастую ставит вопрос: насколько эти слушания были «публичными»?
  4. Установленное п. 2 ст. 7 ЗК РФ правило о том, что «любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования», в отсутствие принятых правил землепользования и застройки не применяется в силу отсутствия результатов зонирования.

Это подтверждается судебной практикой. В Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 июля 2008 г. N КА-А41/6086-08 указывается, что «нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий». Также суд ссылается на Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки», утвержденный Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г. N П/119 . Согласно п. 6.2.17 «сведения о разрешенном использовании (назначении) вносятся в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование». Таким образом, выбор разрешенного использования будет определяться не собственником земельного участка, а главой местной администрации, что создает «благоприятные» условия для коррупции. Однако следует указать, что с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» эти правила утратили силу. Тем не менее данный вопрос остается актуальным.
———————————
См.: Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (вместе с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки») // Российская газета. N 130. 11 июля 2001 г. (Приказ, Порядок, Ф. 1.1).

Последние изменения, внесенные в ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», добавили в п. 1 ст. 4 новый пп. 5, который закрепляет, что «разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства». Предполагается, что данное положение, до принятия правил землепользования и застройки, сумеет поставить хоть какие-то рамки при изменении разрешенного использования земельного участка. К сожалению, относительная новизна нормы пока не позволяет сделать вывод о том, как она влияет на практику.

Иным образом обстоят дела с земельными участками, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (земельные участки, занятые линейными объектами; земельные участки в границах территорий общего пользования и др.) или для которых градостроительные регламенты не предусмотрены (земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения и др.). Часть 5 ст. 37 ГрадК РФ устанавливает, что решение об изменении разрешенного использования таких земельных участков принимается в соответствии с другими федеральными законами. Однако в ЗК РФ и других специальных федеральных законах эти нормы зачастую отсутствуют.

Нюансы процесса изменения назначения земельного участка

В первую очередь необходимо отметить, что все изменения, производимые с земельными участками, проводят так называемые земельные комитеты. Они есть не во всех районах или населенных пунктах. В таком случае надо обращаться в областное управление.

Перед тем как начать смену назначения, рекомендуется посетить земельный комитет, чтобы получить полную информацию о правилах проведения процедуры и требуемому количеству документов. Потому что каждый административный орган самостоятельно решает, как проводить процедуру переназначения, какие документы для этого потребуются, в каком порядке и в каких сроках будет происходить перерегистрация земли. Поэтому в разных регионах некоторые позиции будут отличаться.

Во-вторых, инициировать изменение категории земли может только ее собственник. Вот почему в комиссию обязательно предоставляется паспорт и сертификат, подтверждающий собственность. Подавать заявление от имени собственника может и третье лицо. Но у него должна быть заверенная нотариусом доверенность, которую подписывает собственник земельного участка. Он же может получить разрешение комиссии.

Читайте также:  Европротокол: правила оформления и частые ошибки

Заключение – коротко о главном

Изменить категорию земельного участка непросто. Но если подойти к делу профессионально, то конечный результат будет положительным. Здесь важно грамотно преподнести аргументы в пользу начавшейся процедуры.

Еще немного внимания

Незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому, прежде чем приступать к какому-нибудь действу, связанному с землей, лучше получить профессиональную консультацию у юриста. Еще лучше – передать ему полномочия, чтобы он довел дело до конца. Хотелось бы услышать в комментариях о тех, кто уже имел практику перевода земельного участка в другую категорию.

Порядок проведения изменения

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка установлен Земельным кодексом в ст. 8. По правилам этой статьи решение о смене категории или вида разрешенного использования участка принимается местной администрацией, которая наделена такими полномочиями.

Если в вашей местной администрации есть земельный комитет, то обращаться нужно именно туда. Если нет, то искать его нужно в районной, городской или областной администрации. Сейчас у каждой администрации есть официальный сайт, поэтому основную информацию можно получить не выходя из дома.

В любом случае перед тем, как изменить вид разрешенного использования земельного участка, нужно уточнить список документов, необходимых для этого, так как перечень документов, требования к ним и градостроительные регламенты разрабатываются каждой администрацией самостоятельно.

Процедура изменения вида использования может пойти как с изменением категории земель, так и без такового. Изменение категории обязательно потребуется, если категория вашего участка не может иметь вида использования, который вы хотите применять к нему. Например, не получится на земле сельхозназначения построить многоэтажку, так как она должна быть расположена в жилой зоне населенного пункта, следовательно, участок должен принадлежать к землям населенных пунктов.

Что такое территориальная зона?

В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.

Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.

К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.

Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.

Некоторые примеры территориальных зон:

  • жилая зона,
  • деловая зона,
  • промышленная зона,
  • сельскохозяйственная.

В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.

Что такое Правила землепользования и застройки? Где взять ПЗЗ?

В законе (статья 1 ГрК) дано определение.

Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.

Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.

Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.

Вид разрешенного использования — ключевая характеристика любого земельного участка. ВРИ прописываются в виде кода, а по классификатору можно узнать, какие именно работы разрешено проводить. Например, если у надела указан ВРИ 2.2, это означает, что на нем возможно возведение жилого малоэтажного дома, выращивание сельхозпродукции и разведение животных, а также размещение вспомогательных построек, таких как гараж.

В документах на землю будет прописан основной ВРИ. Для каждой территориальной зоны установлен их перечень, доступный для владельцев недвижимости.

Важно: собственники могут сами выбирать один из основных ВРИ. Для смены достаточно обратиться с заявлением в МФЦ или органы Росреестра. Заявление также можно подать удаленно, через сайт мэра Москвы.

Изменение назначения земельного участка в Московской области или Москве путем смены основного вида разрешенного использования — самый простой для собственника вариант. Однако далеко не всегда для территориальной зоны допустим нужный основной ВРИ. В этом случае можно попытаться добиться установления условно разрешенного. Это допустимо только в случаях, когда нет серьезного противопоставления к основному. Например, вам не разрешат возвести многоэтажный жилой дом на землях, предназначенных для сельского хозяйства, однако будет возможность получить разрешение на открытие розничного магазина на землях, предназначенных для жилой застройки.

Комментарий к ст. 8.8 КоАП

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия, т.е. использование земель не по целевому назначению (состав 1); либо бездействие, т.е. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства (состав 2); либо действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (состав 3); субъективная сторона правонарушения характеризуется виной либо в форме прямого умысла (составы 1, 2), либо в форме прямого умысла или неосторожности (состав 3). Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (п. 15 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами (ч. 1 ст. 7, ч. 1, ч. 2 ст. 42 ЗК РФ). Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также использование земельного участка средствами и способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, являются основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также права аренды земельного участка (абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 45, абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 46 ЗК РФ). Оборот земель сельскохозяйственного назначения, согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ, основывается на принципах, одним из которых является сохранение целевого использования земельных участков. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с ЗК РФ (абз. 1 ч. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 6). Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ обязан в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством (п. 7 ч. 2 ст. 19).

Читайте также:  Как оформить дом на дачном участке в 2023 году: пошаговая инструкция регистрации

3. Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (п. 10 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности (ч. 2 ст. 12 ЗК РФ). Мелиорация земель в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают четыре типа мелиорации земель, в том числе гидромелиорацию, агролесомелиорацию, культуртехническую мелиорацию и химическую мелиорацию (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5). Согласно Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утв. Минприроды РФ 11 июля 1994 г. и Председателем Роскомзема 29 июля 1994 г., согл. с Минсельхозпродом РФ 5 июля 1994 г., согл. с Президентом Российской академии сельскохозяйственных наук 30 июня 1994 г., деградация почв и земель представляет собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель. Существует четыре основных типа деградации почв и земель, в частности технологическая (эксплуатационная) деградация, в т.ч. нарушение земель, физическая деградация и агроистощение; эрозия, в т.ч. водная и ветровая; засоление, в т.ч. засоление и осолонцевание; и заболачивание (п. 2.1, п. 2.3).

———————————

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142; см. с изм. и доп.

Как изменить назначение участка, если этого требует предстоящая хозяйственная деятельность или планы по строительству дома? Для начала процесса следует подать заявление в местную администрацию.
Подается ходатайство о смене дозволенного использования участка, эта характеристика указывается в правоустанавливающих документах на надел.

В этом заявлении, образец которого можно взять в той же местной администрации, указывает ряд важных данных. Они должны быть вписаны точно, из-за ошибок можно получить отказ или процедуру придется начинать повторно. Что должно быть в заявлении?

  1. Данные гражданского паспорта.
  2. На каком основании было получено право собственности на надел.
  3. Какой ВИР имеет участок на данное время.
  4. Какой вид дозволенного разрешения нужно получить.
  5. Номер участка по кадастру, его расположение, параметры, площадь.

Также нужно в ходатайстве четко указать причины для изменения, подтвердив их аргументами. Вместе с заявлением подается и целая папка документов. Если участок грамотно оформлен и зарегистрирован, собрать бумаги будет не сложно.

  • Понадобятся копии гражданского паспорта собственника и документов, которые являются правоустанавливающими относительно участка.
  • Документацию по кадастровому учету и межеванию (кадастровый паспорт, план межевания).
  • Важные бумаги – проектная документация по планам изменения ВИР участка и его эксплуатации. Должны быть расчеты по эффективности применения земли после изменения ее дозволенного использования.

Заявление обязательно нужно зарегистрировать с указанием даты подачи.

Ответственность за ненадлежащее использование участка

Действующим законодательством предусмотрены различные виды правовой ответственности за ненадлежащее использование земель: гражданскую, административную и уголовную. Такую ответственность несут не только законные владельцы, но и к пользователи земель, на которых по договору или законодательным предписанием возложено право и обязанность по использованию недвижимого имущества.

Помимо этого, административные нарушения земельного законодательства подразумевают наложение штрафов, а также имеют следующие последствия для пользователей:

  • признание договоров и финансовых сделок с земельными территориями недействительными;
  • признание недействительными решений о передаче в пользование земель, которые поступают от органов государственного или местного самоуправления;
  • отказ в процессах государственной регистрации территорий или же признание предыдущих регистрационных манипуляций недействительными;
  • привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые нарушают правила эксплуатации или меняют целевое предназначение земель по своему усмотрению.

Обжалование решения об изъятии земельного участка в судебном порядке

Решения об изъятии земельных территорий принимаются государственными исполнительными органами или учреждениями местного самоуправления. Обжалование таких документов возможно лишь при условии, что решение не соответствует всем требованиям действующего законодательства или же нарушает права и законные интересы заявителя.

Право на обжалование решений о принудительном изъятии территорий появляется у физических и юридических лиц с момента получения уведомления о государственной регистрации соответствующего решения. Основанием для обжалования решений об изъятии земельной недвижимости является отсутствие действительной связи между решением органа государственного или муниципального управления об изъятии участка с возможностью реализации права лица на обжалование такого документа.

Основным фактором при рассмотрении судебных исков с обжалованием решений об изъятии территорий является наличие законных оснований для изъятия.

Таким образом, ненадлежащее распоряжение земельными территориями влечет за собой серьезные правовые последствия для всех видов пользователей (владельцев, собственников и эксплуататоров) наиболее распространенным среди которых является изъятие участков.

С 1 июля обо всех таких выявленных фактах в налоговую службу будут сообщать органы земельного надзора. Таким образом, у ФНС появится еще один повод для доначисления земельного налога. Соответствующие изменения зафиксированы в Налоговом кодексе. Однако эта мера вряд ли целесообразна.

По моему мнению, такие подходы свидетельствуют об отсутствии свежих идей и понимания, куда нужно двигаться в земельной политике. Во-первых, государство остается крупнейшим земельным собственником — на его балансе около 92 процентов земель. Среди земель сельхозназначения эта доля существенно меньше — в пределах 20 процентов, так как здесь была проведена массовая приватизация. Но между площадью сельхозугодий, которые числятся по учету, и сельхозугодьями, которые предоставлены сельхозпроизводителям, что называется, дистанция огромного размера. Всего сельхозугодий в стране 222 миллиона гектаров, а предоставлено сельхозпроизводителям 193 миллиона. Вся непредоставленная земля находится в госсобственности, она не может быть используемой. А это 29 миллионов гектаров. Чтобы эти участки могли быть использованы, они должны быть сформированы, зарегистрированы соответствующим образом и выставлены на обзор для всех желающих. Однако ничего из этого не сделано.

В ходе сельхозпереписи 2021 года нашли сельхозпроизводителей, за которыми было закреплено 142,7 миллиона гектаров сельхозугодий из 193 миллионов. А где же остальные? Если их не нашли переписчики, то как найдут контролеры?

Далее. Из земель, которые были закреплены за найденными во время сельхозпереписи производителями, использовалось только 125 миллионов гектаров. С ненайденных площадей налог не платится. С тех, кого не нашли, налог не соберешь. Остается лишь 18 миллионов гектаров. Возникает закономерный вопрос: ради чего затевается вся эта кампания? Ради того, чтобы повысить сумму собираемых налогов или чтобы стимулировать к использованию земель?

Кроме того, не везде то, что числится сельхозугодьями, возможно или целесообразно вводить в производство. Драматически снизилось поголовье крупного рогатого скота, овец и коз, пропорционально этому снизилось использование пастбищ. Разве поможет ввести их в сельхозоборот повышенный налог? Я уверена, что пользователь скорее откажется от такого участка и даже обычного налога за него. Может, и удастся один раз получить большой налог, но во второй раз это вряд ли получится.

Читайте также:  Авансовые платежи по УСН в 2022 году: как рассчитать и в какие сроки платить

Чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных сельхозземель, необходимо разработать целостную земельную стратегию

Все площади посевов культур, на которые есть спрос, растут или как минимум не сокращаются. Практика показывает, что посевы кормовых и поголовье КРС снижались одинаковыми темпами. Так под какие цели можно вовлекать новые площади? Если нет резона производить на новых землях дополнительную продукцию, то это приведет только к отказу от такой земли.

Во-вторых, хотелось бы понять, как будут находить собственников или тех, кому земля передана в пользование, если в ЕГРН нет всех собственников и их участков? Предположим, проверяющие даже выявят, что участок не используется. Однако далеко не во всех субъектах можно легко найти, чей именно этот участок.

Далеко не все заброшенные земли, которые тем не менее числятся сельскохозяйственными угодьями, возможно или целесообразно снова возвращать в производство

В-третьих, кому и как будут вменять повышенный налог? Большая часть земли находится в долевой собственности. Будут каждому дольщику писать извещение? Но в отдельных хозяйствах их сотни. В общем, предлагаемые нововведения сработают, если на территории есть большой спрос на землю, если вся земля от тысяч дольщиков перешла нескольким юрлицам и вся она зарегистрирована по полям и участкам в ЕГРН. И при всем этом есть и неиспользуемый участок. И его хочет использовать сосед. Ему нужно помочь, если хозяин забросил участок. Но если такая идеальная картинка и существует, то в отдельных местах единичных субъектов.

Кроме того, при наших масштабах земельных угодий для выполнения этой задачи нужна целая армия проверяющих. Значит, нужны стимулы. Кроме того, сами признаки неиспользования требуют корректировки. Пока существующие механизмы коррупционноемкие. При такой ситуации непонятно, для чего именно придумана эта инициатива. По моему мнению, чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных земель, необходимо разработать целостную земельную стратегию как часть экономической. И в ней понуждение к использованию земли может быть лишь одним из механизмов достижения единой цели. Но далеко не первым.

Справка

Сейчас для земель сельхозназначения применяется пониженная ставка земельного налога 0,3 процента. Для всех прочих земель установлена ставка 1,5 процента. Возможность доначислений налога до 1,5 процента существует и сейчас, если доказано неиспользование земель по целевому назначению. Такие судебные прецеденты есть. Но с 1 июля органы земельного надзора наделены правом по своей инициативе сообщать о выявленных фактах нецелевого использования земель в налоговую службу. Кроме того, налоговая служба сможет запрашивать такую информацию у органов земельного надзора. Поэтому случаев доначисления может стать существенно больше. Нововведение не коснется личных подсобных (дачных, садовых и т.п.) участков.

Правила заполнения заявления

В процессе изменения статуса относительно все просто и понятно. Единственный момент, который вызывает вопросы – это составление заявления. Оформляется подобный запрос по определенному образцу. В нем должны присутствовать такие сведения:

  • Шапка документа – название адресата вместе с адресом учреждения;
  • Информация о заявителе – ФИО, место проживания и контакты;
  • Основная смысловая часть – здесь прописывается актуальная на момент подачи заявления категория;
  • Желаемая категория, то есть будущее целевое назначение;
  • Кадастровый номер участка;
  • Основания, которые подтверждают важность и значимость просьбы, прописанной в заявлении;
  • Список прилагаемых документов;
  • Дата и подпись заявителя.

Составляя данное заявление, нужно придерживаться делового стиля, не допускать наличия помарок, приписок и исправлений. Рекомендуется вписать в текст нормативные акты, на которые можно опираться при переоформлении.

Правила заполнения заявления

В процессе изменения статуса относительно все просто и понятно. Единственный момент, который вызывает вопросы – это составление заявления. Оформляется подобный запрос по определенному образцу. В нем должны присутствовать такие сведения:

  • Шапка документа – название адресата вместе с адресом учреждения;
  • Информация о заявителе – ФИО, место проживания и контакты;
  • Основная смысловая часть – здесь прописывается актуальная на момент подачи заявления категория;
  • Желаемая категория, то есть будущее целевое назначение;
  • Кадастровый номер участка;
  • Основания, которые подтверждают важность и значимость просьбы, прописанной в заявлении;
  • Список прилагаемых документов;
  • Дата и подпись заявителя.

Составляя данное заявление, нужно придерживаться делового стиля, не допускать наличия помарок, приписок и исправлений. Рекомендуется вписать в текст нормативные акты, на которые можно опираться при переоформлении.

Задаваясь вопросом, как изменить целевое назначение земельного участка, стоит отметить, что подобный перевод осуществляется органами местного самоуправления. В их ведении находится не только муниципальная, но и частная собственность, за исключением сельскохозяйственных объектов. Последними, а также территориями во владении субъектов занимаются исполнительные органы Российской Федерации. Смена государственного земельного участка на другую категорию это и вовсе прерогатива правительства.

Принимая заявление к рассмотрению, и вынося решение о том, чтобы поменять категорию земельного участка, все эти структуры руководствуются лесным, водным и градостроительным законодательством, Конституцией Российской Федерации, а также рядом соответствующих постановлений, Земельным кодексом и Федеральными законами.

Поэтапный порядок смены категории земельного участка:

  • Подаётся заявление с перечнем необходимых документов одному из оговоренных выше ответственных органов, в зависимости от типа недвижимого объекта;
  • Запрос рассматривается специально собранной комиссией;
  • Ознакомление заявителя с решением комиссии;
  • При одобрении вносятся все требуемые коррективы в кадастровые документы и государственную базу;
  • При отказе решение можно оспорить через суд.

Рекомендуется подавать заявление лично, чтобы убедиться в том, что оно прошло регистрацию и поступило в обработку. Но можно также отправить его и по почте, ценным или заказным письмом, ведь не всегда есть возможность самому побывать в местной администрации. Важно, чтобы был документ, подтверждающий отправку этого письма.

При предоставлении аргументов в пользу изменения вида разрешенного использования своего участка или только его части, нужно писать строго в деловом стиле, не используя ненужных фраз. Улучшат впечатления от письма различные юридические термины по теме.

Если есть сомнения в своих силах, можно воспользоваться ценной помощью юриста, работающего в сфере земельного и гражданского законодательства.

Местная администрация после публичных слушаний может дать отказ по заявлению. Причинами отказа послужит неполный комплект документов, не точно указанные данные, недостаточная аргументация по вопросу изменения.

Также не меняется ВИР, если есть запрет на региональном уровне на такие операции или участок относится к уникальным земельным площадям, которые могут эксплуатироваться только строго в определенных целях. Если просто были неправильно заполнены документы или не все они собраны, можно после исправления недочетов подать ходатайство повторно.

ВАЖНО! Если заявление оставляется второй раз, в нем указывается причина предыдущего отказа.

Нужно также указать, что все ошибки исправлены.

Основные этапы смены категории участка

Процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник или арендатор участка собирает необходимый пакет документов и заполняет заявление установленной формы;
  2. Все это передается в комиссию при администрации муниципалитета или поселкового совета, в ведении которого находится земельный участок (если территория является региональной или федеральной собственностью, пакет документов передается в соответствующую администрацию);
  3. Органы власти, за которыми закреплен земельный участок, созывают специальную комиссию. Заявка на изменение категории ЗУ должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней;
  4. По итогам заседания комиссия выносит решение и составляет акт;
  5. Заявитель знакомится с актом решения комиссии. Если заявка одобрена, в кадастровые и регистрационные документы на земельный участок вносятся изменения. В случае отказа комиссии заявитель может оспорить решение через суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий