Будет ли зачет срока в СИЗО по схеме «день за полтора» для строгого режима?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Будет ли зачет срока в СИЗО по схеме «день за полтора» для строгого режима?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отметим, что осужденным мужчинам-рецидивистам, а также впервые совершившим особо тяжкие преступления назначается исправительная колония строгого режима. Таких осужденных изменения не коснутся, поскольку 1 день пребывания в следственном изоляторе будет учтен как 1 день отбывания наказания.

Многих волнует – будет ли перерасчет времени пребывания в изоляторе в отношении тех, кто уже давно отбывает лишение свободы?

Отвечая на данный вопрос, следует учитывать положения статьи 10 УК РФ, согласно которой всякое улучшение имеет обратную силу. Это означает, что отбывающие лишение свободы в колонии-поселении или в колонии общего режима могут рассчитывать на сокращение срока, даже если приговор вступил в законную силу задолго до поправок.

В то же время, отбывающих наказание людей, в отношении которых избиралась мера пресечения в виде домашнего ареста, при условии вступления приговора в законную силу до 14 июля 2018 года, поправки не коснутся. Опираясь на статью 10 УК РФ, ухудшение положения приговоренных до нововведений не допускается ни при каких обстоятельствах.

Пересмотр общего срока наказания

Как мы уже говорили выше, на пересматривание сроков давалось максимум 6 месяцев после нововведений в закон. Опять-таки, на выявление всех тех, кто попадал под изменение, были отправлены сотрудники исправительных учреждений. Фактически, ходатайства были возложены на плечи ФСИН. И вместе с тем, заключенный имел полное право сделать это и самостоятельно. Здесь надо сделать поправку на то, что право на пересчет не дается следующим категориям граждан:

  1. Сбытчики наркотиков (в особо крупном размере);
  2. Шпионы;
  3. Участники или посредники террористических формирований;
  4. Те, кто сидит за государственную измену.

Все эти моменты описываются в той же 72 статьей Уголовного кодекса. А в качестве основания для составления соответствующего ходатайства используется ФЗ №186. Бланка для этого ходатайства кстати, так и не определили. Соответственно, заполняется оно в произвольной форме. Но в нем нужно указывать:

  1. Статьи, которые были вменены.
  2. Все особенности;
  3. Сроки нахождения под стражей.

Чтобы вы стали их клиентом, очевидно же. И чтобы не ушли к конкурентам. Ваши похороны это их забота.

И совсем неважно, что вы их об этом не просили. Они действуют довольно напористо и нагло.

Их задача в том, чтобы продавать вам как можно больший набор услуг. И товаров. Они с радостью продадут вам посмертный макияж.

Конечно, они знают где найти хорошее место на кладбище. Плюс к тому, у них найдутся гробы на любой вкус, венки и фирма памятников. Которая сделает вам скидку. Но только если вы будете работать именно с этой конторой.

Купи 1 гроб, и получи еще 1 в подарок. Зачем второй гроб? Пригодится. Вещь в хозяйстве нужная.

Как бы цинично это ни звучало. Но таково положение дел. Ваше горе это чьи-то деньги.

СИЗО, а не тюрьма – основной инструмент репрессий

Это важно. Я сказала, что уменьшается количество людей в тюрьмах, при этом общее число людей, которые подвергаются уголовному преследованию, почти не меняется. То есть тюремное население уменьшается, а население СИЗО не только не уменьшается, а даже в последнее время растет.

Не заключение по решению суда, а предварительное заключение становится главным репрессивным инструментом. На этом этапе происходит основное репрессивное давление, на этом этапе происходит раздевание тех, кто сидит по экономическим статьям, прессинг тех, кто обвиняется по статьям политическим.

При том, что все знают, что приговор будет обвинительным, поскольку оправдательные приговоры у нас фактически запрещены, торговля и давление идет по вопросу о форме наказания, об условиях отсидки, об условиях и сроках пребывания в СИЗО. Получается, СИЗО – это самый тяжелый этап в жизни человека, попавшего под следствие.

Соответственно, сейчас, если и когда этот закон станет применяться, во-первых, выйдет много людей. По оценкам одного из подписантов проекта Александра Хинштейна, который тогда был депутатом, на свободу может выйти около 100 тысяч человек. Есть какие-то другие расчеты – например, член СПЧ Андрей Бабушкин называет цифру в 80-90 тыс., но очевидно, что, как ни считай, для многих людей после пересчета выяснится, что они уже отсидели и должны выйти.

Читайте также:  Сколько времени держится в крови алкоголь

В определенной степени это сделает для следствия обращение к суду с просьбой арестовать подозреваемого чуть более рискованным, потому что тогда это уменьшит возможности назначения сроков. Если речь идет не о строгом режиме, а об обычной колонии или тюрьме, им придется вычитать оттуда время, проведенное в СИЗО, с повышающим коэффициентом.

У нас очень любят продлевать это время, люди сидят в СИЗО годами, еще раз повторю, следственный изолятор, а не колония и тюрьма – основной инструмент репрессий. Если это не терроризм, не шпионаж, не особо тяжкие преступления, то сроки заключения по УК у нас, в общем-то, небольшие – средний срок, назначаемый российским судом, составляет 4 года. А тут, получается, люди сядут еще на меньшее время, поскольку будет засчитываться время в СИЗО.

С другой стороны, учитывая нежные отношения обвинения и судов, они могут подгонять приговоры под эту норму. То есть там, где раньше давали «по отсиженному» – дают срок, равный тому, который человек провел в СИЗО – придется давать больше в полтора раза, чтобы таким образом добиться того же результата. Но тут суд ограничен возможностями уголовной статьи с ее верхним и нижним пределом.

В любом случае это чрезвычайно позитивная реформа, которая уменьшит наше тюремное население, а его уменьшать нужно очень сильно, потому что люди, отсидевшие в тюрьме, – с большой вероятностью будущие рецидивисты.

Особо тяжкий законопроект

Проект поправок был внесен в Госдуму в 2008 году, первое чтение прошел еще в 2015 году; 20 июня ему исполнилось ровно десять лет, отметил в беседе с РБК его инициатор, председатель комитета Думы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Возвращение к документу не было внезапным, рассказал депутат: «У нас были поправки ко второму чтению, и, конечно, мы очень много согласовывали. Эти согласования все десять лет в повестке были. Все очень тяжело, но сейчас мы вышли на какие-то соглашения».

Изменения коснутся «не одной сотни тысяч» человек, прогнозирует Крашенинников; при этом он отмечает, что речь идет «не о выходе, а именно о пересчете сроков». «Сравнивать с одной или двумя амнистиями — это просто бессмысленно. Мы можем по одним и тем же статьям постоянно проводить амнистии, но мы отпускаем и потом снова заводим людей. Не легче ли какие-то универсальные правила предлагать?» — пояснил депутат.

Закон в случае принятия будет иметь обратную силу: пересчету будут подлежать сроки уже осужденным людям, но только в сторону уменьшения. Исключение — те, кто до суда находится (или сейчас находится) под домашним арестом, поскольку пересчет ухудшил бы их положение, объяснил депутат: «Поэтому [режиссеру Кириллу] Серебренникову и остальным беспокоиться нечего. Им срок будет зачтен «один к одному».

Всего по состоянию на 1 июня 2018 года совокупно в колониях строгого и общего режима содержались 485,4 тыс. человек, из них в колониях общего режима — немногим более 120 тыс. человек, сообщили РБК в пресс-бюро Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). В колониях-поселениях находились 35,1 тыс. человек.

Закон назрел и принят, но как всегда — не все хорошо, или все не хорошо?

  1. Сама формула перерасчета нарушает принцип равенства. При одинаковых приговорах срок изоляции больше для того, кто меньше находился под следствием.
  2. Появляется риск коррупции. Если есть соблазн сократить срок или освободиться из-под стражи в зале суда в связи с превышением длительности пребывания в СИЗО срока наказания, то возникнет спрос на искусственное затягивание следствия. «Спрос рождает предложение» – это закон, и он будет действовать. Т.е. коррупция на местах возрастет.
  3. Закон фактически ставит интересы преступников выше невиновных. Это недопустимо, поскольку превращает его в инструмент наказания невиновных. Подозревать можно любого, но наказывать нельзя.

История принятия законопроекта

Идея активно выдвигалась в массы в 2008-2009 годах со стороны представителей ФСИН. В итоге она сумела получить одобрение от правительства и ВС РФ. Впоследствии вопрос снова стал острым: критики были убеждены в том, что окончательного решения по вопросу не будет из-за игнорирования принципа равенства. Тому, по их мнению, было несколько причин.

  • Игнорирование позиций равенства. Если рассматривать пример из судебной практики, можно представить совершение убийства двумя людьми и получение ими идентичного наказания. Но по каким-то причинам дело одного из них потребовало большего времени на рассмотрение. Получается, что ввиду новой схемы расчета он отбудет меньший срок, чем его соучастник. Это, как минимум, несправедливо.
  • Риск образования коррупции на местах. Критики утверждали, что в случае принятия законопроекта появится собласть быть в СИЗО как можно дольше в целях сокращения срока наказания. Это, в свою очередь, спровоцирует коррупцию.
  • Сопротивление правоохранительных структур. Их представители уже успели высказаться по поводу внедрения новой законодательной нормы, причем в негативном ключе.
Читайте также:  Зачет и возврат переплаты на ЕНС с 2023 года

Стоит принять во внимание еще один практический пример. Итак, гражданин совершил преступное деяние, в ходе этого он попал под стражу. На расследование деталей представителям правоохранительных структур потребовался год, в течение которого виновный пробыл в СИЗО. Суд принял решение о заключении преступника на год в колонию. По новым правилам срок его наказания предполагает «лишние полгода». Как быть в этой ситуации – для критиков оставалось вопросом!

Под термином «год за полтора в СИЗО» принято понимать народное название, которое получили поправки, внесенные в ст. 72 УК РФ. Произошло это в 2018 году, хотя вопрос обсуждался с 2008 года, то есть на протяжении 10 лет. Эксперты были уверены в том, что документ однозначно примут, хотя находились и критики, утверждавшие, что этого так и не произойдет.

Суть поправок состоит в использовании формулы, предполагающей, что день в СИЗО – это 1,5 дня воспитательной колонии. Обратная сила у данной законодательной нормы отсутствует. Исключением является случаи, в которых происходит смягчение наказания. Так что после вступления закона в силу появилась возможность сокращения срока даже для тех, кто на момент принятия находился в СИЗО, ожидая суда, или уже отбывал наказание.

Осталось лишь кратко рассмотреть, к чему привели эти законодательные новшества. На самом деле, вступление в силу поправок, в первую очередь, спровоцировало возникновение комплекса вопросов у правоприменителей, что привело к необходимости быстрого проведения следственных действий. Наряду с этим законодателю пришлось пересмотреть основные условия помещения в СИЗО из-за повышенного риска коррупции.

Следует отметить, что в 2020 году закон действует и продолжит работать до неопределенного времени. На сегодняшний день определить сроки наказания на основании количества времени, проведенного в СИЗО, несложно.

Закон о зачете времени пребывания в СИЗО прошел третье чтение

В Государственной Думе в третьем, окончательном, чтении приняли поправки в Уголовный кодекс РФ. Документ регулирует, сколько дней, проведенных в СИЗО, зачитывается при расчете срока заключения. Теперь один день в следственном изоляторе приравнивается к полутора дням в колонии общего режима, двум дням — в колонии-поселении и полутора дням — в тюрьме и исправительных колониях строгого и особого режима.

Законопроект в ГД внесла группа депутатов во главе с Председателем Комитета по государственному строительству и законодательству. Выступая на пленарном заседании, Павел Крашенинников и Вячеслав Володин отметили, что документ находился на рассмотрении в Государственной Думе 10 лет.

«Действительно, это такой многострадальный закон, который давно ждут, ждут не только те, которые сидят, не только те, которые с этим связаны, мы знаем самые разные истории, которые происходят в следственных изоляторах. Этот закон, (…) он абсолютно гуманный, справедливый и антикоррупционный. (…) Он будет иметь обратную силу, последует пересчет этих сроков, но это не будет связано с домашним арестом для тех, у кого сегодня сроки исчисляются один к одному. В советский период времени такие взаимозачеты применялись, и также хочу сказать, что за рубежом эти зачеты также используются»,

Вячеслав Володин в свою очередь поблагодарил Павла Крашенинникова за то, что все эти 10 лет он «вел работу и настойчиво ставил проблемы, связанные с прохождением закона».

До принятия поправок для фигурантов уголовных дел срок, отбытый в СИЗО, засчитывался вне зависимости от назначенного наказания по правилу «день за день».
Уточняется также, что действие законопроекта не распространяется на тех, кого лишили свободы на 25 лет и кому смертная казнь заменена пожизненным заключением.

К кому перерасчет не относится

Обратите внимание на то, что лицам, осужденным за преступление повторно, а также лицам, осужденным впервые за совершение тяжкого преступления, суд назначает отбытие наказания в колонии строго режима. В таком случае срок пребывания в следственном изоляторе засчитывается в пропорции один к одному.

На основании статьи 72 Уголовного кодекса РФ существуют преступления, за совершение которых срок пребывания в СИЗО не засчитывается в общий период наказания.

К ним относятся:

  • совершение террористического акта,
  • участие или помощь в совершении террористического акта,
  • призыв к участию в террористической деятельности,
  • захват заложников,
  • угон автомобиля для занятия террористической деятельностью,
  • хранение, реализация наркотических веществ в крупном размере.

К сожалению, последние хорошие новости по данным поправкам датировались ещё 2015 годом, когда законопроект был принят в первом чтении, но с того момента абсолютная тишина. В настоящее время (а это октябрь 2017 года) на осенней сессии никаких подвижек по рассмотрению поправок не было, поэтому с уверенностью можно утверждать, что рассмотрение законопроекта во втором чтении переносится как минимум на весеннюю сессию 2018 года.

Читайте также:  О возможности переоформления ж/д билета на другого человека

Но, судя по тому, с какой скоростью занимаются данным вопросом (а это длится уже на протяжении почти 10 лет), надеяться на скорое принятия поправок хотя бы во втором чтении – преждевременно. Но стоит учитывать ещё один момент, почему данный законопроект наверняка не будет принят. Да, действительно, большинству граждан данные поправки пришлись по душе, но многие юристы склоняются к мнению, что приняты они не будут и вот почему:

Нарушается принцип равенства. Достаточно привести хотя бы такой банальный пример:

Иванов и Сидоров совершили преступные деяния, наказание предусмотрено одинаковое и для Иванова, и для Сидорова. Ход расследования по тем или иным причинам для Сидорова прошёл быстрые, чем для его «коллеги», к примеру, на 2 месяца. Исходя из этого, получится, что Сидоров «просидит» дольше, чем Иванов и просто из-за того, что расчёт будет проходить по новому принципу.

Законопроект о перерасчете сроков в СИЗО

  1. Законопроект все равно не касается тех лиц, которые будут отправлены в колонию строгого или же особого режима.
  2. В мае 2021 г. комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству все же рекомендовал «осенним» депутатам принять законопроект во 2-м чтении.
  3. Механизм УДО перестал работать, вызывает нарекания правозащитников. Из механизма защиты прав «условно-досрочное» превратилось в какую-то недоступную привилегию.
  4. Комитет министров Совета Европы настоятельно советовал отойти от «коэффициента 1», поскольку действующая практика не защищает права человека в достаточной мере.
  5. Отбывание наказания женщинами (для них только колонии общего режима в то время как для мужчин есть колонии строгого и особого режимов) требует гуманизации.
  6. В СИЗО условия гораздо жестче, чем в колониях. В следственном изоляторе человек сидит в камере под замком; максимум, на что он может рассчитывать, — прогулка на 1 час в день. В колониях люди могут работать или учиться, назначать краткосрочные или долгосрочные свидания с родными, бывать чаще на свежем воздухе.

Как долго человек может находиться в СИЗО? Если власти примут законопроект о перерасчете по ст. 72 УК, то им придется продумать сроки нахождения лица в СИЗО. В противном случае будет «слишком большой соблазн» растянуть предварительное следствие, чтобы потом «скостить» срок отбывания наказания.

Алгоритм подачи ходатайства о замене наказания

Просить об облегчении оставшейся части может сам приговоренный к лишению свободы гражданин, его адвокат или законный представитель.

Последовательность шагов:

  • проситель самостоятельно (редко) или совместно с юристом готовит прошение о смягчении применимых санкций на остаток срока;
  • при наличии фактов, облегчающих принятие судебной инстанцией положительного решения, адвокат собирает необходимые документы, готовит заверенные копии;
  • сторона заявителя готовит ходатайство, получает подпись просителя и передает их в администрацию колонии;
  • руководство исправительного учреждения составляет характеристику на заключенного.

Прошение, полученное от адвоката, должно быть передано в судебную инстанцию не позднее, чем через 10 дней после поступления в администрацию ИК. Суд вправе запрашивать дополнительные бумаги, необходимые для рассмотрения запроса и вынесения вердикта.

Кого поправки не коснутся

Отметим, что осужденным мужчинам-рецидивистам, а также впервые совершившим особо тяжкие преступления назначается исправительная колония строгого режима. Таких осужденных изменения не коснутся, поскольку 1 день пребывания в следственном изоляторе будет учтен как 1 день отбывания наказания.

То есть, в случае назначения приговором суда колонии строгого режима действует старое правило – зачет один к одному. То же самое касается и самых опасных преступников, которым назначают особый режим или тюрьму (например, если лицо приговорено к смертной казне). Условия отбывания лишения свободы в такого рода учреждениях намного суровее даже по сравнению с СИЗО.

Дополним, что законом предусмотрены исключения из общего правила зачета. Так, в статью 72 УК РФ введена часть 3.2, согласно которой осужденным за совершение следующих преступлений пересчет не производится:

  • террористический акт;
  • содействие террористической деятельности;
  • публичные призывы к терроризму;
  • организация террористического общества, участие в ней;
  • захват заложника с последствиями в виде смерти людей;
  • угон транспорта с террористической целью;
  • хранение наркотиков в крупном или особо крупном размере;
  • сбыт наркотиков в любом количестве;
  • государственная измена, шпионаж.

Кроме того, ч. 3.3 ст.72 УК РФ не позволяет применять пересчёт в отношении тех осуждённых, которые содержатся в ШИЗО колонии или помещениях камерного типа вследствие дисциплинарного взыскания.


Похожие записи:

Добавить комментарий