Приостановление деятельности компании: анализируем причины

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приостановление деятельности компании: анализируем причины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если деятельность компании нарушает законы, технику безопасности, нормы охраны труда, ее могут приостановить по решению суда на срок до 90 суток. Это время дается на приведение дел в полное соответствие с требованиями. В некоторых случаях после устранения причин, повлекших приостановку ООО без ликвидации, запрет на работу могут снять после ходатайства в суде.

Возможные причины приостановки деятельности ООО

Приостановка деятельности ООО без ликвидации может происходить по нескольким причинам:

  • Внешним, на основании судебных постановлений. Помимо уголовных дел, связанных с преступлениями, причиной могут стать и вполне обыденные правонарушения: работа без онлайн кассы, нарушения трудового законодательства, например, порядка работы с иностранными работниками, несоблюдение правил торговли алкогольной продукцией.
  • Внутренним, связанным с проблемами с бизнесом: падение спроса, неправильный бизнес-план, кризис в отрасли или глобальной экономике и т.п. Также сюда можно отнести окончание срока действия лицензии, которую по каким-то причинам вовремя не продлили или с этим возникли сложности.
  • Форс-мажорным обстоятельствам: из-за стихийных бедствий, техногенных аварий, эпидемий.

Добровольное прекращение деятельности ООО без ликвидации

Если ведение бизнеса зашло в тупик, руководству требуется время на разработку плана действий, оно может не найти ничего лучшего, как приостановить деятельность ООО. Как оформить приостановку деятельности ООО, законом не предусмотрено, поэтому в этом случае важно не нарушить законы и требования, особенно – трудового и налогового законодательства.

Добровольная приостановка деятельности ООО в течение короткого срока может помочь решить возникшие проблемы. При длительном простое велик риск возникновения дополнительных сложностей. Преимущества при временном прекращении работы заключаются в том, что компания остается в ЕГРЮЛ, то есть не теряется «стаж» ее присутствия на отраслевом рынке.

Ликвидация ООО – очень долгий и сложный процесс. Консервация менее трудозатратна, чем ликвидация с последующей регистрацией нового ООО. Если при возникновении трудностей есть шанс реанимировать бизнес, удобнее и выгоднее его приостановить, а не закрыть.

Предпринимательская и иная публичная деятельность регламентируется законодательными нормами. В правовых актах определены предписания, исполнение которых обязательно для всех субъектов. В КоАП предусматриваются разные виды наказаний. При нарушениях, не угрожающих жизнедеятельности людей, виновным вменяются, как правило, денежные взыскания. Однако если проступки будут признаны серьезными, то может последовать и более жесткое наказание. Задача субъектов хозяйствования, в первую очередь, состоит в недопущении нарушений. Если же возникли обстоятельства, выступающие в качестве основания для привлечения к ответственности, то их необходимо устранить по возможности в короткий срок. Тот факт, что приостановление деятельности по КоАП прекращается по истечении 90 дней, независимо от того, исправлены ли нарушения или нет, не говорит о том, что впоследствии не будут применены санкции. При очередной проверке неустраненные обстоятельства вновь будут выявлены. В этом случае субъект может быть дисквалифицирован или привлечен к уголовной ответственности. Безусловно, существуют случаи, когда устранить обстоятельства не представляется возможным. Для исключения таких ситуаций во время судебного разбирательства целесообразно оговорить вероятные препятствия и порядок исправления нарушений. Не следует забывать о том, что исполнение постановления осуществляется сразу же после его вынесения. Если в нем определено опечатывание помещений, то это будет произведено незамедлительно.

Порядок административного приостановления деятельности

Предпосылкой можно считать, к примеру, ситуацию, когда деятельность организации/производства провоцирует возникновение угрозы жизни человека, его здоровью. При возникновении эпидемической ситуации, загрязнения окружающей среды и т.д. то, или иное учреждение рискует получить наказание со стороны исполнительной власти.

Каждый предприниматель должен знать действующее законодательство в области проведения процедуры административного приостановления деятельности. Это поможет избежать вынесения незаконного решения должностным лицом, действия которого могут выходить за рамки дозволенного.

Указанная процедура устанавливается в случаях, которые предусмотрены нормами особой части КоАП РФ. Применяется, когда менее строгие санкции являются недостаточными.

Сама процедура осуществляется в следующем порядке:

  1. составление протокола об административном правонарушении;
  2. вынесение постановления об АПД;
  3. исполнение постановления приставами

В случаях, если при проверке организации надзорным органом будет выявлен факт нарушения норм действующего законодательства, то последствием может стать наказание в виде приостановления деятельности.

    Что понимается под административным приостановлением деятельности?

    Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено девять видов административного наказания. Одним из них является административное приостановление деятельности (ст. 3.2).

    В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    В настоящее время административное приостановление деятельности назначается судьей на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом согласно нормам ст. 28.3 КоАП РФ, только в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение его цели.

    Обратите внимание! С января 2011 г. вступят в силу изменения, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом N 171-ФЗ , в соответствии с которыми полномочиями по назначению административного наказания в виде приостановления деятельности будут наделены не только судьи, но и органы исполнительной власти, а также должностные лица таких органов.

    Федеральный закон от 23.07.2010 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    В п. 23.1 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при назначении этого наказания суды должны учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также характер совершенных ими действий (бездействия) и другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей.

    В силу закона срок административного приостановления деятельности не может превышать 90 суток, включая период временного запрета деятельности.

    Можно ли обжаловать постановление о приостановлении деятельности?

    Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение десяти суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности. Куда подавать жалобу? Пункт 3 ст. 30.1 КоАП РФ гласит: постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Но Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ст. 207 АПК РФ).

    Читайте также:  Какие льготы положены ветерану труда в 2023 году во Владимирской области

    Однако, учитывая, что трудовые отношения регулируются ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и не связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора. И действительно, руководствуясь Обзором законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2010 года и Постановлением Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2, можно с уверенностью сказать, что указанный спор не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда. Жалобы на постановления о назначении административного наказания также должны подаваться в суд общей юрисдикции.

    Причины для административного приостановления деятельности

    Согласно законодательству, административное приостановление деятельности – это временный запрет на ведение деятельности для юридических лиц. В зависимости от характера нарушения и выписанного постановления, санкции могут касаться как всей структуры предприятия, так и отдельных его филиалов и подразделений. Приостановление деятельности применяется контролирующими органами в тех случаях, когда другие методы взыскания (предупреждения, штрафы, финансовые санкции) неэффективны или несоразмерны допущенным нарушениям.

    Чаще всего административное приостановление деятельности накладывается в тех случаях, когда деятельность компании стала причиной угроз для жизни или здоровья людей, например:

    1 Производственные аварии, пожары и техногенные катастрофы

    если при расследовании аварии выясняется, что ее причиной стала халатность сотрудников предприятия, нарушения техники безопасности, требований пожарной безопасности, других нормативных актов или предписаний, работу компании могут приостановить;

    2 Нарушение санитарных норм в пищевой промышленности

    и сфере общественного питания особенно в тех случаях, если это стало причиной массового отравления людей – использование некачественного сырья, нарушение технологических процессов, реализация просроченных, испорченных продуктов питания часто становится причиной прекращения деятельности виновника сложившейся ситуации;

    3 Производство и реализация некачественных лекарственных препаратов

    фальсификация лекарств и продажа такого фальсификата, продажа препаратов с вышедшим сроком годности, нелегально ввезенных медпрепаратов может быть причиной для приостановления деятельности фармацевтических предприятий, поскольку создает значительную угрозу здоровью населения;

    4 Загрязнение окружающей среды

    нарушение экологических норм (выброс стоков, паров, твердых отходов) может быть причиной для временного приостановления деятельности предприятия-нарушителя, если это стало причиной серьезного ущерба для природы;

    5 Несчастные случаи на производстве

    травмы и особенно летальные случаи, произошедшие на производстве по вине руководства, при нарушении или игнорировании правил техники безопасности часто становятся основанием для административного приостановления деятельности компании.

    Стоит отметить, что непосредственно остановить длительность компании надзорные органы не могут – в их полномочия входит только подготовка протокола об обнаружении нарушений законодательства, которые привели к тяжким последствиям. Решение об административном приостановлении деятельности выносится районными судами по иску государственного органа.

    Единственное исключение из этого правила – непосредственно выдавать предписание о приостановлении деятельности непосредственно должностное лицо может в случае выявления нарушения норм промышленной безопасности. Максимальный срок административного приостановления деятельности – 90 дней, однако он может быть продлен, если нарушения за это время не устранены.

    Как же обезопасить бизнес от возможного приостановления деятельности? Самый надежный и действенный способ – не нарушать законодательство, избегать ситуаций, которые могут быть расценены контролирующими органами как правонарушения. Если же полностью избежать таких эпизодов не получается, нужно стараться минимизировать ущерб, наносимый действиями компании, чтобы и санкции были более мягкими.

    Досрочное прекращение административного приостановления деятельности

    В соответствии с положениями ч. 3 ст. 3.12, ч. 3, 4 ст. 32.12 КоАП РФ, лицо, устранившее допущенные нарушения, может обратиться к судье с ходатайством о досрочном прекращении административного приостановления деятельности. Такое ходатайство также может быть подано Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, назначаемым Президентом Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения их органами государственной власти и должностными лицами, в компетенцию которого входит в том числе рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

    Административное приостановление деятельности

    Сначала о принудительном приостановлении деятельности ООО. Эта мера предусмотрена статьей 3.12 КоАП РФ и применяется только в ситуациях, прямо указанных в законе, например:

    • угроза жизни или здоровью людей;
    • возникновение эпидемии или заражения;
    • радиационная авария или техногенная катастрофа;
    • причинение существенного вреда окружающей среде;
    • нарушение правил оборота наркотических и психотропных веществ;
    • легализация доходов, полученных преступным путем;
    • финансирование терроризма;
    • нарушение правил привлечения иностранных работников к торговой деятельности;
    • несоблюдение норм производства и оборота алкоголя;
    • неприменение контрольно-кассовой техники;
    • нарушение норм охраны труда;
    • совершение административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

    Административное приостановление деятельности организации в большинстве случаев происходит по решению суда. Но если нарушены требования промышленной безопасности, то приказ о приостановке деятельности выносит соответствующий государственный орган (например, в области безопасности гидротехнических сооружений или горный надзор).

    Судебные приставы, исполняющие предписание о приостановлении деятельности ООО, самостоятельно решают, какие меры принять для этого. Обычно это опечатывание помещений и прекращение доступа на объект.

    Сроки приостановления

    Каждая санкция, которая используется для наказания правонарушителя, должна иметь конкретный размер или продолжительность действия. Статьей 3.12 КоАП РФ регламентирован максимально возможный период административного приостановления деятельности:

    • суд или иное должностное лицо может приостановить деятельность ИП или организации на срок до 90 суток;
    • в указанный период включается срок действия административного запрета, если он был установлен на время рассмотрения дела;
    • срок наказания начинает течь с момента фактического приостановления деятельности;
    • суд вправе досрочно отменить действие санкции, если нарушение или ранее выявленная угроза были полностью устранены предприятием или ИП.

    Автоматическое продление указанной санкции не допускается. Если ранее выявленное нарушение не устранено, возможно составление нового процессуального протокола. При его рассмотрении судом может вновь назначаться аналогичная санкция.

    Комментарий к Ст. 3.12 КоАП РФ

    1. Административное приостановление деятельности организаций и предпринимателей преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности. Суды могут приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей на общий срок до 90 суток при существовании одновременно нескольких обстоятельств:

    1) последствия, которые могут наступить, если не приостановить деятельность. Прежде всего, это угроза жизни или здоровью людей, эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами. Сюда же относятся радиационная авария, техногенная катастрофа, причинение существенного вреда окружающей среде;

    2) за совершенное нарушение полагается наказание в виде именно административного приостановления деятельности;

    3) тяжесть наказания. Судья вправе приостановить деятельность, если сочтет, что менее строгий вид наказания (например, штраф) не предотвратит повторное нарушение.

    В случае причинения вреда организация вправе требовать от государства возместить вред, причиненный незаконным административным приостановлением деятельности.

    Заметим, что у организации или предпринимателя есть возможность возобновить свою деятельность до того, как истечет изначально установленный срок наказания.

    Организация или предприниматель могут обжаловать в течение 10 дней в вышестоящий суд постановление суда о приостановлении деятельности. А вышестоящий суд обязан рассмотреть жалобу в течение пяти дней с момента ее поступления.

    Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности согласно ст. 32.12 осуществляется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления, в том числе он вправе наложить пломбы и опечатать помещения, кассы, места хранения товарно-материальных ценностей и т.п.

    Однако, судебный пристав-исполнитель не имеет права совершать такие действия, которые бы повлекли за собой необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

    Административное приостановление деятельности как вид административного наказания может применяться при:

    Читайте также:  ВС одобрил «субсидиарку» без банкротства

    1) нарушении трудового законодательства;

    2) нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    3) пропаганде наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;

    4) нарушении правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ;

    5) нарушении порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

    6) нарушении требований нормативных документов в области строительства;

    7) нарушении правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);

    8) нарушении правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил;

    9) нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

    10) невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль);

    11) нарушении требований пожарной безопасности и др.

    Другой комментарий к статье 3.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    1. Административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая производственные объекты, эксплуатацию зданий, сооружений и т.п., преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности.

    2. Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей. Однако, учитывая реально сложившиеся условия деятельности ряда предприятий, особенно тех, которые являются особо опасными производственными объектами (угольные шахты, химические производства и др.), законодатель ввел новые правила назначения и исполнения административного приостановления деятельности.

    Во-первых, расширен перечень административных правонарушений, за которые могут быть назначены такого вида наказания (см. ст. 5 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ).

    Во-вторых, расширен перечень субъектов административной юрисдикции, которые с 1 января 2011 г. будут вправе налагать административные наказания в виде административного приостановления деятельности, если такое наказание предусмотрено конкретной статьей Кодекса (должностные лица уполномоченных на то органов), а равно прекращать исполнение такого наказания при устранении обстоятельств, послуживших основанием для применения такого наказания (см. ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ).

    Однако согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 421-ФЗ пока такое право предоставляется руководителю Ростехнадзора и руководителям территориальных органов этой Службы при применении ч. 3 ст. 9.1 Кодекса за грубое нарушение требований промышленной безопасности. Во всех остальных случаях вопросы административного приостановления деятельности по-прежнему будут решать судьи, если иные случаи не будут предусмотрены законом.

    3. В комментируемой статье установлен максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим в гл. 27 КоАП РФ в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, других объектов, перечисленных в ст. 27.16, до рассмотрения дела.

    4. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказания допускается также за административные правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если правоприменитель сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата (см. абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи).

    5. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в ряд статей Кодекса в упомянутых выше целях. Например, введена административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а в качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. ч. 1 ст. 5.27). При этом в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в Трудовой кодекс РФ внесены изменения и дополнения, направленные на защиту трудовых прав работника, если конкретное правонарушение произошло не по его вине.

    Существенно повышена ответственность индивидуальных предпринимателей путем установления данного вида административного наказания за нарушение правил, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Рассматриваемая санкция введена за пропаганду наркотиков, за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, за порчу земель, за нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, за нарушение требований к охране лесов, за нарушение требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, за повреждение тепловых сетей, а также за ряд правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии, на транспорте, в области связи и информации и за нарушение некоторых других норм и правил. В связи с внесением существенных изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и принятием Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», направленных на упорядочение миграции в России в целях усиления гарантий прав лиц, законно находящихся на территории России, и обеспечения национальных интересов России в сфере миграции, были внесены соответствующие изменения в отдельные статьи гл. 18 КоАП РФ. Ныне в ст. ст. 18.15 — 18.17 в качестве одного из основных наказаний предусмотрено административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе к деятельности, осуществляемой на торговых объектах, за несоблюдение ограничений на осуществление указанными лицами отдельных видов деятельности. Соответствующие дополнения и изменения внесены в конкретные статьи Особенной части КоАП.

    6. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (см. комментарий к ст. 32.12).

    Часть 3 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 32.12 предусматривают возможность досрочного прекращения рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

    Однако законодатель оставил без ответа вопрос о последствиях такого наказания, если и после установленного 90-суточного срока приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица обстоятельства, послужившие основанием, предусмотренным в ч. 1 комментируемой статьи, для назначения наказания, не будут устранены.

    Комментарий к статье 3.12 КоАП РФ

    1. Административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая производственные объекты, эксплуатацию зданий, сооружений и т.п., преследует цели обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, имея в виду экологическую безопасность, а также борьбу с распространением наркотиков, с отмыванием доходов, полученных преступным путем, с финансированием терроризма, с другими правонарушениями, представляющими опасность для жизнедеятельности.

    2. Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ возложил на судей федеральных районных судов общей юрисдикции и арбитражных судей. Однако, учитывая реально сложившиеся условия деятельности ряда предприятий, особенно тех, которые являются особо опасными производственными объектами (угольные шахты, химические производства и др.), законодатель ввел новые правила назначения и исполнения административного приостановления деятельности.

    Читайте также:  Как работают судебные приставы по исполнительному производству?

    Во-первых, расширен перечень административных правонарушений, за которые могут быть назначены такого вида наказания (см. ст. 5 Федерального закона от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ).

    Во-вторых, расширен перечень субъектов административной юрисдикции, которые с 1 января 2011 г. будут вправе налагать административные наказания в виде административного приостановления деятельности, если такое наказание предусмотрено конкретной статьей Кодекса (должностные лица уполномоченных на то органов), а равно прекращать исполнение такого наказания при устранении обстоятельств, послуживших основанием для применения такого наказания (см. ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ).

    Однако согласно Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 421-ФЗ пока такое право предоставляется руководителю Ростехнадзора и руководителям территориальных органов этой Службы при применении ч. 3 ст. 9.1 Кодекса за грубое нарушение требований промышленной безопасности. Во всех остальных случаях вопросы административного приостановления деятельности по-прежнему будут решать судьи, если иные случаи не будут предусмотрены законом.

    3. В комментируемой статье установлен максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим в гл. 27 КоАП РФ в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении предусмотрен временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, других объектов, перечисленных в ст. 27.16, до рассмотрения дела.

    4. Законодатель рассматривает административное приостановление деятельности как наказание наиболее строгое и обусловливает его назначение только в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Применение указанной меры административного наказания допускается также за административные правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в области обеспечения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и градостроительной деятельности. При этом подчеркивается, что применение рассматриваемого наказания возможно, если правоприменитель сочтет, что менее строгий вид наказания не достигнет желаемого результата (см. абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи).

    5. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в ряд статей Кодекса в упомянутых выше целях. Например, введена административная ответственность юридических лиц за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а в качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. ч. 1 ст. 5.27). При этом в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в Трудовой кодекс РФ внесены изменения и дополнения, направленные на защиту трудовых прав работника, если конкретное правонарушение произошло не по его вине.

    Существенно повышена ответственность индивидуальных предпринимателей путем установления данного вида административного наказания за нарушение правил, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Рассматриваемая санкция введена за пропаганду наркотиков, за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, за порчу земель, за нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, за нарушение требований к охране лесов, за нарушение требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, за повреждение тепловых сетей, а также за ряд правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии, на транспорте, в области связи и информации и за нарушение некоторых других норм и правил. В связи с внесением существенных изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и принятием Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», направленных на упорядочение миграции в России в целях усиления гарантий прав лиц, законно находящихся на территории России, и обеспечения национальных интересов России в сфере миграции, были внесены соответствующие изменения в отдельные статьи гл. 18 КоАП РФ. Ныне в ст. ст. 18.15 — 18.17 в качестве одного из основных наказаний предусмотрено административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе к деятельности, осуществляемой на торговых объектах, за несоблюдение ограничений на осуществление указанными лицами отдельных видов деятельности. Соответствующие дополнения и изменения внесены в конкретные статьи Особенной части КоАП.

    6. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности возлагается на судебного пристава-исполнителя и должно осуществляться немедленно (см. комментарий к ст. 32.12).

    Часть 3 комментируемой статьи и ч. 3 ст. 32.12 предусматривают возможность досрочного прекращения рассматриваемого наказания по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности, и при наличии заключения должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 на составление протокола об административном правонарушении, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

    Однако законодатель оставил без ответа вопрос о последствиях такого наказания, если и после установленного 90-суточного срока приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица обстоятельства, послужившие основанием, предусмотренным в ч. 1 комментируемой статьи, для назначения наказания, не будут устранены.

    Приостановление деятельности как вид административного наказания

    Если ведение бизнеса может нанести существенный вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, создать условия для возникновения стихийных бедствий, эпидемий и подобных ситуаций, государством незамедлительно принимаются ограничительные меры. Основания для их введения предусмотрены статьей 3.12. КоАП РФ.

    Административное приостановление деятельности накладывается судебным органом и заключается в запрете, вынесенном в отношении ИП или юридического лица (его структурного подразделения) на осуществление профессиональных функций. При этом приставы должны указать на нарушения, которые необходимо устранить.

    Возможно и наложение временного запрета на осуществление деятельности (которое производится до вынесения решения суда) в случае выявления опасности возникновения техногенной катастрофы или эпидемии, а также нарушении правил привлечения иностранных граждан к работе. Этот период времени учитывается при расчете основного срока ограничений.

    Однако использование приостановления деятельности в качестве административного наказания считается крайней мерой и применяется лишь при отсутствии возможности наложения менее строгих санкций. Определение степени опасности нарушений производится судьей на основании экспертных оценок МЧС, ФМС, Роспотребнадзора и других (инициирующих разбирательство) служб.

    Потенциальные издержки

    Государство не несет ответственности перед контрагентами и сотрудниками организации, на которую накладываются ограничения. Кроме того, ответчик обязан исполнять свои налоговые обязательства. С учетом того, что административное приостановление деятельности назначается на срок до 90 дней, ряду работодателей выгоднее вынесение судебного решения о назначении штрафа. Но по закону ответчик не имеет возможности выбора формы ответственности.

    В этот период нельзя увольнять сотрудников. Однако, при выявлении опасных условий труда, их можно перевести на другую работу (например в смежное структурное подразделение), оплачивая среднюю зарплату (статья 220 ТК РФ). Если же нарушены санитарные, пожарные и подобные правила, выпускается приказ о простое. В этот период работникам можно платить 2/3 от среднего заработка, согласно статье 157 ТК РФ.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий