О существенных нарушениях процедуры налоговой проверки *

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О существенных нарушениях процедуры налоговой проверки *». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Доказательство этому утверждению – Постановление ФАС ЦО от 13.02.2014 № А09-4108/2013. Проблемы налогового органа начались уже на стадии вручения акта выездной проверки. Направленный предпринимателю вызов явиться в налоговый орган для вручения акта возвратился в инспекцию. Тогда контролеры решили сами навестить налогоплательщика и вышли по адресу его регистрации. Но напрасно: предпринимателя там не оказалось. Поскольку акт вручить лично не удалось, его направили по почте. И эта корреспонденция тоже вернулась в налоговый орган.

Плательщик не ознакомлен со всеми материалами проверки.

Пунктом 3.1 ст. 100 НК РФ установлено, что налоговый орган должен приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе контрольных мероприятий. При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются.

Из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 08.11.2011 № 15726/10, следует: право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными контролерами в рамках проводимых проверок, является его неотъемлемым правом. Однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у плательщика возможности ознакомиться с данными материалами и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Поэтому прежде, чем отменять решение по формальным основаниям, следует выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на выводы налогового органа, зафиксированные в акте налоговой проверки.

Иными словами, нарушение проверяющими п. 3.1 ст. 101 НК РФ еще не означает, что их решение будет признано судом недействительным по процедурным основаниям. Арбитры в каждом конкретном случае исследуют материалы дела и дают им соответствующую оценку.

Приведем пример – Постановление ФАС ВСО от 30.01.2014 № А78-1414/2013. Налогоплательщик оспорил решение инспекции в судебном порядке, в том числе по формальным основаниям. Согласно иску, налоговый орган приложил к акту выездной проверки не все документы, поименованные в этом акте: отсутствовали копии выписок по операциям на счетах контрагентов, акты обследования, сведения из информационных ресурсов налоговой службы. Это, по мнению проверяемого лица, нарушило его права на защиту интересов.

Судебные органы признали доводы налогоплательщика обоснованными. Судьи решили: данные обстоятельства лишили его возможности проверить достоверность указанных документов, дать правовую оценку допустимости и относимости полученных доказательств, подтверждающих вину в совершении налогового правонарушения, и, соответственно, представить свои объяснения и возражения по существу установленных инспекцией нарушений.

Поддерживая налогоплательщика, арбитры отметили: не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него являются обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности. Поэтому несоблюдение инспекцией требований п. 3.1 ст. 100 НК РФ повлияло на объективность рассмотрения материалов проверки и лишило организацию возможности в полной мере реализовать право на защиту интересов. Следовательно, допущенное нарушение должно быть квалифицировано как существенное и являющееся основанием для признания решения инспекции недействительным.

Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС СКО от 13.02.2014 № А53-5717/2013, от 08.07.2013 № А53-28709/2012, ФАС ВСО от 15.02.2013 № А78-4232/2012.

Арбитры ФАС ЗСО (Постановление от 27.02.2014 № А70-1252/2013) также пришли к выводу, что инспекцией допущены процессуальные нарушения в виде ненаправления налогоплательщику всех необходимых документов (в том числе протокола допроса свидетеля). Однако судьи установили следующие факты:

  • акт выездной проверки обществом получен, и на него представлены возражения;
  • выдержки из спорного протокола допроса свидетеля приведены в акте;
  • с документами, собранными проверяющими в ходе мероприятий налогового контроля, представители налогоплательщика ознакомлены;
  • обществу обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
  • налогоплательщик не указал, какие конкретные права и законные интересы были нарушены по существу при ненаправлении инспекцией спорного протокола допроса и как это нарушение повлияло на его право оспорить по существу выводы налогового органа.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Особенности подачи апелляционной жалобы

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

Срок подачи жалобы. Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Последствия подачи жалобы. Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Читайте также:  Как оформить доверенность: азы и юридические тонкости

Подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Произведенный анализ дел свидетельствует о том, что при рассмотрении споров об обжаловании ненормативных актов налоговых органов арбитражные суды уделяют должное внимание процедуре вынесения налоговыми органами решений по результатам налоговых проверок (соблюдению существенных условий такой процедуры).

Суды единообразно понимают и применяют взаимосвязанные положения ст. ст. 100 и 101 НК РФ о том, что материалы налоговой проверки рассматриваются и решение по ним принимается в том месте и в то время, о которых извещен налогоплательщик или его представитель. Обязательными условиями при этом являются присутствие налогоплательщика или его представителя либо наличие достаточных доказательств надлежащего уведомления налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки.

Общее количество соответствующих споров снижается. Это свидетельствует о том, что налоговыми органами воспринята судебная практика относительно последствий несоблюдения ими существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговых проверок.

В заключение следует отметить, что Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ (вступил в силу 02.09.2010) п. 2 ст. 101 НК РФ дополнен следующим положением: до вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик вправе знакомиться со всеми материалами дела, в том числе с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Это должно также повлечь снижение числа споров, связанных с такими обстоятельствами.

Разрешился еще один спорный вопрос, который касался момента получения налогоплательщиком решения по результатам проверки, если оно было направлено заказным письмом. В новой редакции п. 9 ст. 101 НК РФ предусмотрено, что если решение вручить невозможно, то оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления.

С практической точки зрения комментируемое Постановление полезно и тем, что в нем рассмотрена ситуация, когда инспекцией было вынесено решение по итогам рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, притом что налогоплательщик был лишен возможности участвовать в процессе их рассмотрения и представлять свои возражения.

Признание ВАС РФ недействительным решения налогового органа, вынесенного в такой ситуации, на практике означает, что в тех случаях, когда инспекцией принимается решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, полученные в ходе таких мероприятий материалы должны рассматриваться с участием налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ. При этом налогоплательщику должна быть обеспечена возможность представлять свои объяснения по таким материалам.

Из интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса, вы узнаете о нюансах оформления инспекторами результатов выездных и камеральных налоговых проверок, включая дополнительные мероприятия налогового контроля, а также вы узнаете о последствиях, которые предусматривает налоговое законодательство в случае несоблюдения налоговиками сроков и порядка оформления результатов проверки

11.07.2016Автор: Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

— Сергей Викторович, расскажите, пожалуйста, о действиях инспекторов во время окончания выездной и камеральной налоговой проверки. Какие документы они обязаны составить?

— В последний день выездной налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной выездной налоговой проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ; приложение № 7 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Приказ ФНС России)). С момента ее составления проверка считается законченной.

В справке фиксируют предмет проверки, сроки ее проведения и отдельно оговаривают сроки ее приостановления и продления.

Напомню, что если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки о ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении проверки.

Далее справку вручают проверяемой организации. При этом если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории организации и она проигнорировала уведомление о необходимости ее уполномоченных лиц явиться в налоговый орган для получения справки, то документ направляют по почте заказным письмом на адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ. Письмо считается полученным на шестой день со дня отправки (пп. 4, 5 ст. 31 НК РФ).

После составления справки налоговый орган в срок не позднее двух месяцев обязан подготовить акт налоговой проверки (приложение № 23 к Приказу ФНС России) и ознакомить с ним организацию (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Что касается камеральной проверки, то статья 88 Налогового кодекса не предусматривает составление справки. Акт налоговой проверки составляется только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение десяти рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Какие особенности имеет порядок составления акта при выездной налоговой проверке организации, имеющей филиалы и представительства?

— Акт составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства).

Сами разделы акта проверки филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

— Вправе ли должностное лицо налогового органа, не принимавшее участия в выездной проверке, подписывать акт?

— Да, вправе. Сам по себе факт подписания акта таким лицом не указывает на существенное нарушение прав проверяемой организации (пост. Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11). Она должна указать, в чем именно состояло нарушение ее прав. Это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений и прочие основания.

Читайте также:  Сколько промилле разрешено в 2023 году в России за рулем?

Другая ситуация имеет место, когда, например, по причине отсутствия на рабочем месте должностного лица, принимавшего участие в проверке, акт подписан за него другим должностным лицом. Такой документ не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе принятия решения о привлечении организации к налоговой ответственности независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (пост. АС ПО от 29.04.2015 № Ф06-23225/15).

Каковы особенности определения сроков проведения камеральных налоговых проверок?

— По общему правилу Налоговый кодекс отводит на проведение камеральной проверки три месяца со дня представления организацией налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Однако проверка декларации по НДС и акцизам имеет некоторые особенности. Так, по окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи рабочих дней обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 176, п. 4 ст. 203 НК РФ).

Камеральная проверка при заявительном порядке возмещения НДС и возмещения акциза лицам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина и (или) свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом и (или) включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, предусматривает направление им сообщения об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 12 ст. 176.1, п. 9 ст. 203.1 НК РФ).

Каким образом акт налоговой проверки может быть вручен организации?

— Акт по итогам как камеральной, так и выездной налоговой проверки вручается организации под расписку в течение пяти рабочих дней с даты его подписания должностным лицом налогового органа или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения организацией (в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика) (п. 5 ст. 100 НК РФ). Например, при составлении акта 19 февраля 2016 года он с учетом выходных и праздничных дней должен быть вручен до 1 марта.

При этом вручение акта под расписку может быть реализовано только путем вызова уполномоченного лица организации в налоговый орган.

Если по каким-то причинам уполномоченное лицо не явилось, то акт будет направлен на адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ, по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней. Другого способа вручения акта в этом случае Налоговый кодекс не предусматривает.

Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, и иные материалы (при их наличии).

— Сколько времени отводится организации на подготовку возражений по акту?

— Один месяц со дня его получения. Именно в этот срок лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган свои письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта (п. 6 ст. 100 НК РФ).

До истечения указанного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина России от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).

Отмечу, что независимо от представления или непредставления возражений организация должна быть извещена о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Использование «порочных» доказательств

В случае, если в обоснование своих выводов проверяющие ссылаются на доказательства, полученные по результатам отдельных мероприятий налогового контроля, рекомендуем оценить допустимость таких доказательств. Ведь доказательства, которые получены с нарушением закона, налоговики не вправе потом учесть при вынесении решения по итогам налоговой проверки в силу абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, а суд — принять в качестве доказательства на основании ч. 3 ст. 64 АПК РФ.

В ходе налоговой проверки налоговики вправе проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • допрос свидетеля (ст.90 НК РФ);
  • производство осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (ст.92 НК РФ);
  • истребование документов у налогоплательщика (ст.93 НК РФ);
  • истребование документов о налогоплательщике у третьих лиц (ст.93.1 НК РФ);
  • выемка документов и предметов (ст.94 НК РФ);
  • проведение экспертизы (ст.95 НК РФ);
  • привлечение специалиста (ст.96 НК РФ);
  • привлечение переводчика (ст.97 НК РФ);
  • инвентаризация (п.13. ст.89 НК РФ) (только в рамках ВНП).

В отношении каждого из указанных мероприятий налогового контроля НК РФ установлены основания и порядок их проведения.

Перечислим ошибки при проведении отдельных мероприятий налогового контроля, в результате которых полученные проверяющими доказательства признаются в судебно-арбитражной практике недопустимыми:

1) налоговики не ознакомили налогоплательщика с постановлением о проведении экспертизы или не могут доказать обратное ;

2) налоговики не разъяснили налогоплательщику его права при назначении и производстве экспертизы (п. 7 ст. 95 НК РФ), или разъяснили, но не могут это доказать ;

3) налоговики привлекли для дачи заключения вместо эксперта специалиста, несмотря на то, что специалист не проводит исследований, не дает заключений, его мнение не имеет такого доказательственного значения, как заключение эксперта ;

4) почерковедческая экспертиза проведена по копиям документов .

5) налоговики ссылаются на экспертное заключение, составленное с нарушением требований ст. 95 НК РФ, например:

  • вопросы для экспертизы сформулированы налоговиками за пределами специальных познаний эксперта в науке, искусстве, технике или ремесле ;
  • в заключении не указано, какие документы были переданы эксперту и им исследованы ;
  • в заключении эксперт сделал вероятностный вывод по заданному вопросу ;
  • заключение дано не тем экспертом, который указан в постановлении о назначении экспертизы ;
  • заключение не соответствует федеральным стандартам оценки .

Истребование документов

1) истребование налоговиками документов у налогоплательщика после истечения сроков проведения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ, абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);

Читайте также:  Льготы инвалидам 2 группы в 2023 году

2) истребование налоговиками документов в рамках камеральной налоговой проверки без предусмотренных ст.88 НК РФ оснований, в частности:

  • в отсутствие выявленных ошибок, противоречий или несоответствий в налоговой декларации (расчете), сведениях и документах ;
  • в отсутствие применения налогоплательщиком льгот, что актуально при истребовании налоговиками документов, подтверждающих операции, которые:не являются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ, местом реализации которых не является РФ, или освобождаются от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций ;
  • для подтверждения применения ставки НДС 10 процентов ;
  • для подтверждения вычетов по НДС в отсутствие суммы налога к возмещению, противоречивости сведений в налоговой декларации и несоответствия со сведениями по тем же операциям у контрагента .

Решение комиссии не сразу вступает в юридическую силу. Плательщику предоставляется срок для обжалования. Составляет он месяц. Оспаривание производится в апелляционном порядке. Для обжалования можно направить жалобу через структуру, которая приняла решение. Возможно частичное удовлетворение возражений налогоплательщика. Решение также может быть отменено.

Если на апелляцию поступил отказ, плательщик может направить исковое заявление в суд. Иск подается в суд, располагающийся по адресу органа, принявшего решение.

Для повышения шансов на удачное рассмотрение иска нужно правильно его составить. Линия защиты может предполагать указание процессуальных нарушений, попрание прав налогоплательщика. К примеру, если проверка проводилась с ошибками, можно указать на них. Решение отменяется и в том случае, если к ответственности за нарушение привлечено ФЛ.

Если в ходе проверки выяснится, что компания нарушала налоговое законодательство, ИФНС оформит решение по проверке (п. 1 ст. 101 НК РФ). Основанием послужат акт налоговой проверки, возражения компании, подтверждающие документы и т п. (п. 6 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).

В общем случае решение по проверке должно быть вынесено руководителем налоговой инспекции или его заместителем в течение 10 рабочих дней (п. 1 ст. 101 НК РФ). В отдельных случаях срок вынесения решения может быть продлен (п. 1 ст. 101 НК РФ). Решение о продлении срока налоговый орган оформит по специальной форме (приказ ФНС России от 07.05.2007 №ММ-3-06/281).

Прежде чем вынести решение, инспекция должна уведомить организацию о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки. Если это не будет сделано, решение может быть отменено (п. 2, п. 14 ст. 101 НК РФ).

Чтобы налоговая инспекция могла подтвердить, что уведомила налогоплательщика, извещение о месте и времени рассмотрения материалов проверки вручается лично в руки представителю налогоплательщика или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Причем во втором случае письмо будет направлено как по юридическому адресу компании, так и по местожительству руководителя организации. Вместо письма на адрес руководителя компании или налогоплательщика — физлица может быть отправлена телеграмма (п. 7.4 письма ФНС России от 25.07.2013 №АС-4-2/13622).

Если компания решает участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки, она направляет на это мероприятие своих законных или уполномоченных представителей (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ)

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца — при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), дополнительных мероприятий налогового контроля. (В редакции федеральных законов от 16.11.2011 № 321-ФЗ; от 03.07.2016 № 244-ФЗ)

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.


Похожие записи:

Добавить комментарий