Добросовестность поставщика как участника закупки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Добросовестность поставщика как участника закупки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Добросовестность — это статус, который имеет значение при подписании контракта. Простыми словами, добросовестность поставщика — это факт умения работать с государственными заказчиками, подтверждённый определённым документом, о котором мы поговорим позже. В зачёт добросовестности идут исключительно сведения из реестра государственных контрактов о тех договорах, которые уже исполнены поставщиком.

Добросовестный поставщик: кто он

Один из основополагающих принципов государственных закупок — принцип обеспечения конкуренции. Он подразумевает, что любое заинтересованное лицо может принять участие в госзакупках и стать исполнителем контракта. Конкуренция между участниками должна быть добросовестной, то есть честной.

К недобросовестной ценовой конкуренции относят, в частности, демпинг. О нём мы поговорим в следующем разделе. Но добросовестность проверяют не только по этому параметру. Заказчики внимательно изучают уже закрытые поставщиком контракты и проверяют, не уплачивал ли тот неустойки, пени и штрафы.

Если подрядчик некачественно выполнил предыдущие контракты, вероятно, он некачественно выполнит и контракт текущий. Поэтому проверка подрядчика на добросовестность — обязательный этап, который проходят все.

Образец подтверждения добросовестности

В законе не установлено специальной формы подтверждения добросовестности по 44-ФЗ, поставщик может составить её в любом виде. Хотя никаких правил относительно заполнения этого документа нет, составлять его нужно, используя только ту информацию, которая потребуется заказчику.

В документ нужно включить информацию об уже заключённых контрактах. В ней должны быть отражены следующие сведения:

  • реестровый номер записи контракта;
  • сведения о заказчике — ИНН и название;
  • цена, за которую был совершён контракт;
  • предмет контракта;
  • даты заключения контракта и его исполнения;
  • указание на наложенные неустойки, пени и штрафы, если таковые имели место.

Чтобы облегчить себе задачу, можно воспользоваться образцом подтверждения добросовестности.

Статья 37 44-ФЗ предусматривает также дополнительные меры, которые применяются в дополнении к основным положениям антидемпинговых мер (АДМ) при участии в торгах по некоторым товарным направлениям.

К таковым направлениям относятся:

  • продукты питания;
  • средства для оказания медицинской и скорой помощи, в том числе оборудование для экстренного и неотложного лечения;
  • горюче-смазочные материалы;
  • лекарственные препараты;
  • оборудование для конструкторских и исследовательских центров;
  • выполнение технических работ и оказание консультационных услуг.

В 44-ФЗ отсутствуют требования для обязательного обоснования стоимости контракта, и оно осуществляется в произвольной форме для предупреждения применения дополнительных мер, связанных с вышеназванными категориями товаров.

К обоснованию стоимости можно приложить:

  1. Гарантийное письмо от производителя данного товара.
  2. Документированное подтверждение наличия данного товара у поставщика.
  3. Прочие документы, которые гарантируют исполнение поставки и обязанностей по контракту.

Приложив к заявке данные документы, вы будете защищены от заказчиков, которые не смогут ее отменить по факту необоснованной цены, а дальнейшие антидемпинговые меры будут применяться только на общем основании.

Что такое добросовестность по 44-ФЗ

Когда предложение победителя аукциона или конкурса дешевле НМЦК на 25 % и более, в ход идут антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.

Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.

С 01.01.2019 при начальной максимальной цене контракта до 15 млн. руб. толкование статьи 37 44-ФЗ перестало быть двусмысленным. По новым правилам, такие меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

ВАЖНО! Только «добросовестности» без денег или банковской гарантии, как обеспечения исполнения госконтракта, теперь недостаточно!

С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:

  • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием;
  • двухэтапного конкурса;
  • закрытых конкурсных процедур.

А также они распространяются на новые электронные закупки:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме .

При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Что такое добросовестность по 44-ФЗ

Когда предложение победителя аукциона или конкурса дешевле НМЦК на 25 % и более, в ход идут антидемпинговые меры . Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.

Читайте также:  Патент в Московской области в 2024 году

Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.

С 01.01.2019 при начальной максимальной цене контракта до 15 млн. руб. толкование статьи 37 44-ФЗ перестало быть двусмысленным. По новым правилам, такие меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

Только «добросовестности» без денег или банковской гарантии, как обеспечения исполнения госконтракта, теперь недостаточно!

С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:

  • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием;

А также они распространяются на новые электронные закупки:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме.

При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Что такое демпинг в госзаказе?

Слово демпинг заимствовано от английского dumping, в переводе сброс (продажа по искусственно заниженным ценам). Чаще всего, демпинговые цены ниже рыночных и даже ниже себестоимости. Чтобы понять природу это явления давайте с Вами разберемся в причинах использования демпинга в тендерах:
1. Вход поставщика на рынок, который уже поделен и нет иного способа на него попасть.
2. Получение заказа у конкретного заказчика, чтобы начать с данным заказчиком сотрудничество с целью допродажи смежных услуг, работ, а также выход на более крупные контракты.
3. Получение новых контрактов и получение необходимой квалификации для участия в крупных конкурсах, запросах предложений.
4. Игра по правилам, установленным государством, где ценовой показатель является в госзакупках наиболее важным и большинстве случаев решающим.

Общее у всех этих причин это то, что поставщик работая в минус или в ноль планирует получить прибыль или какие то преференции в будущем. Кроме того, не стоит забывать и про Российскую действительность. На данный момент государством создана система госзакупок, при которой больше шансов выиграть имеет поставщик, который предложит наименьшую цену. Это справедливо, как для аукционов, так и для конкурсов и иных способов закупок. В подавляющем большинстве закупок коэффициент значимости выше для критерия «Цена», чем по другим оценочным критериям.
Не смотря, на то что государство создало условия для развития демпинга в госзаказе, оно же создало и антидемпинговые меры для борьбы с этим явлением. Рассмотрим этот инструмент поподробнее.

При техническом сбое: он возник не по вине организации, она его устранить не могла

Если сломался компьютер, не работает интернет или возник другой технический фактор, из-за чего предприниматель своевременно не подписал необходимые докусменты или не представил обеспечение, его могут включить в реестр недобросовестных поставщиков.

Чтобы этого избежать, доказывайте, что умысла уклониться от подписания документа у предпринимателя не было

Некоторые Управления соглашаются и признают технические факторы причиной неисполнения компанией требований.

Факторы в вашу пользу

Такими факторами считают неисправность электронной цифровой подписи, техническую ошибку, неработающую компьютерную технику из-за скачка напряжения, необходимость восстановить базу данных, настроить программное обеспечение и операционную систему компьютеров.

Однако не всегда удается избежать попадания в реестр со ссылкой на технические сбои. Если гос.орган решит, что устранение технических неисправностей зависело от организации, то внесет ее в реестр недобросовестных поставщиков.

Государственный орган внес сведения об участнике в реестр недобросовестных поставщиков

Общество обратилось в суд. Первая инстанция и апелляция признали решение госоргана незаконным. Решили, что в действиях общества не было таких признаков недобросовестности, как злоупотребление и умышленность.

Контракт оно подписало с небольшой задержкой. Ни в законе, ни в правилах ведения реестра нет безусловной обязанности антимон-ков включать в реестр сведения о поставщике без оценки его действий.

Вышестоящая инстанция не согласилась и отказала в удовлетворении заявления. Обстоятельства, на которые ссылалось общество, не свидетельствуют о невозможности своевременно заключить контракт, они указывают только на трудности технического характера. Общество не доказало, что не могло преодолеть их в необходимый срок.

Суд выяснил, что причиной отсутствия электроснабжения были действия самого общества, которое повредило кабель. Арендодатель длительно восстанавливал электроснабжение, поскольку не мог обнаружить место повреждения из-за оборудования общества. В акте о ремонте блока питания и восстановлении программ нет сведений о действительных неисправностях компьютера.

Решение заказчика о заключении контракта с добросовестным поставщиком

Выиграть аукцион еще не означает, что заказчик подпишет проект контракта с победителем тендера. После прошедших торгов заказчику открывается доступ ко вторым частям заявок. В течение установленного законодательством срока идет проверка достоверность информации, предоставленной победителем. Члены комиссии заказчика в ходе изучения документации поставщика проверяют соответствие предоставленных данных действительности. На основании этого принимают решение о подписании контракта с победителем государственного тендера. Если данные оказываются противоречивыми и недостоверными, заказчик вправе отказать в подписании контракта, о чем официально извещает с указанием объективных причин, и заносит победителя тендера в реестр недобросовестных поставщиков.

Антидемпинговые меры по 44 ФЗ и особые случаи.

Вариант №1: В случае, если Заказчик проводит конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, то в конкурсной документации могут быть предусмотрены различные критерии оценки заявок с ценой снижения 25% и более от НМЦ и менее 25% от НМЦ. Например, участник такого конкурса снижает цену на 25% и более, в этом случае Заказчик понижает коэффицент значимости для ценового предложения и устанавливает его равным не 60%, а 30%, для оценки квалификации коэффициент станет, например, не 40%, а 70%. Таким образом, заявка «демпингующего» участника будет оцениваться так, что предлагать заниженную цену становиться не выгодно, так как участник в этом случае гарантированно наберет меньше баллов. Эти цифры указаны для примера и естественно, что заказчик должен прописать в закупочной документации коэффициенты значимости и условия, при которых они будут применяться.

Читайте также:  Земельный налог в Московской области в 2024 году для юридических

Вариант №2: В случае, если заказчик производит закупку товаров для жизнеобеспечения (продукты, средства для первой помощи, топливо и т.д.), то участнику дополнительно к 1,5 кратному обеспечению контракта (или информация подтверждающая добросовестность) необходимо обосновать снижение ценового предложения путем представления:
— гарантийного письма от производителя (с ценой и количеством товара)
— документов, которые подтверждают факт наличия товара у участника процедуры
— иных документов

Вариант №3. Антидемпинговые меры в некоторых случаях вообще не могут быть применены, например, в случае закупки лекарств, которые включены в перечень необходимых и важнейших лекарств (такой перечень утверждается Правительством РФ). Но цена лекарственных препаратов должна быть снижена не более 25% относительно предельной отпускной цены, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ.

Вариант №4: Антидемпинговые меры не применяются также и в случае, если заказчиком не установлено требование о обеспечении исполнения контракта. Установление требования о обеспечении контракта это обязанность заказчика и в некоторых случаях заказчик вправе обеспечение контракта не устанавливать. В этом случае у поставщика отсутствует необходимость предоставлять обеспечение контракта, предоставлять информацию подтверждающую добросовестность в составе заявки или предоставлять обеспечение контракта с коэффициентом 1,5.

Что такое демпинг в госзаказе?

Слово демпинг заимствовано от английского dumping, в переводе сброс (продажа по искусственно заниженным ценам). Чаще всего, демпинговые цены ниже рыночных и даже ниже себестоимости. Чтобы понять природу это явления давайте с Вами разберемся в причинах использования демпинга в тендерах:
1. Вход поставщика на рынок, который уже поделен и нет иного способа на него попасть.
2. Получение заказа у конкретного заказчика, чтобы начать с данным заказчиком сотрудничество с целью допродажи смежных услуг, работ, а также выход на более крупные контракты.
3. Получение новых контрактов и получение необходимой квалификации для участия в крупных конкурсах, запросах предложений.
4. Игра по правилам, установленным государством, где ценовой показатель является в госзакупках наиболее важным и большинстве случаев решающим.

Общее у всех этих причин это то, что поставщик работая в минус или в ноль планирует получить прибыль или какие то преференции в будущем. Кроме того, не стоит забывать и про Российскую действительность. На данный момент государством создана система госзакупок, при которой больше шансов выиграть имеет поставщик, который предложит наименьшую цену. Это справедливо, как для аукционов, так и для конкурсов и иных способов закупок. В подавляющем большинстве закупок коэффициент значимости выше для критерия «Цена», чем по другим оценочным критериям.
Не смотря, на то что государство создало условия для развития демпинга в госзаказе, оно же создало и антидемпинговые меры для борьбы с этим явлением. Рассмотрим этот инструмент поподробнее.

Письмо о добросовестности для заказчика

Подскажите пожалуйста что прикреплять на площадке в решении о доказательстве добросовестности поставщика, что в этом решении писать, есть эталон? Как следует из материалов дела, года меж ооо диадема 6 и ооо гастропрофи был заключен контракт поставки продукта м000077314. Заключаемого с единственным поставщиком.

Как фирме, имеющей опыт выполнения контрактов, не предоставлять увеличенное в 1,5 раза обеспечение исполнения контракта, мы и расскажем в этой статье.

Конкурсная комиссия или непосредственно заказчик, в зависимости от вида процедуры, сверяют предоставленные сведения с реестром контрактов.

Вполне возможно, что поэтому все остальное – подлинный экономический смысл произведенных хозяйственных операций, наличие деловой цели в действиях налогоплательщика – Минфин России отдает на откуп арбитражным судам. По мнению финансистов, на это указывают п. п. 1, 7 и 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53.

Если обнаружатся поддельные или неточные сведения, заявка отклоняется (в конкурсе), либо участник признается уклонившимся от сделки (в аукционе). В последнем случае результаты публикуются в ЕИС в виде протокола, а право оформить сделку переходит ко второму по цене участнику. Если предложение последнего тоже снижено на 25 % и больше от НМЦК, то и к нему применяются все антидемпинговые меры.

Закона N 44-ФЗ не позволяет определить, можно ли считать надлежащей для целей указанной статьи информацию о контракте, исполненном контрагентом добросовестно (без применения штрафных санкций), но в объеме меньше изначально предусмотренного контрактом, расторгнутым по соглашению сторон.

Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Можно ли в подтверждение опыта указывать контракты по которым информация в ЕИС содержится со статусом «Исполнение прекращено». Фактически работы выполнены, штафов/неустоек нет.

В случае проведения аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Общее у всех этих причин это то, что поставщик работая в минус или в ноль планирует получить прибыль или какие то преференции в будущем. Кроме того, не стоит забывать и про Российскую действительность. На данный момент государством создана система госзакупок, при которой больше шансов выиграть имеет поставщик, который предложит наименьшую цену.

Не секрет, что налоговые органы очень часто предъявляют налогоплательщикам обвинения в том, что те недобросовестно подходят к выбору партнеров. Так, например, крайне сложно получить налоговый вычет по НДС, или возможность признать произведенные затраты в налоговых расходах, если у партнера есть проблемы с государственной регистрацией.

Читайте также:  Срок хранения банковских выписок и платежных поручений для ИП

Ведение РНП по Закону № 44-ФЗ

В качестве оснований для включения/внесения в РНП выступают:

1. Уклонение от подписания контракта.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник контракта по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Причинами не подписания контракта может быть не соблюдение сроков подписания контракта, не предоставление информации, обнаружение ошибок в банковской гарантии, невнесение обеспечения исполнения контракта.

Поставщику, принимая решение об участии в закупочной процедуре и, подавая соответствующую заявку, следует понимать, что тем самым он принимает на себя риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним как лицом, признанным победителем закупки.

В качестве спорной ситуации выступает случаи внесения в РНП при предоставлении банковской гарантии с ошибками. В данном случае, поставщику при рассмотрении дела в ФАС следует предоставить доказательства, что намерения не заключать контракт у него не было.

Следует отметить, что установление одного факта нарушения участником порядка предоставления обеспечения не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков1.

2. Нарушение существенных условий контракта поставщиков, в связи, с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В Законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (чч.12-22, ст. 95 Закона № 44-ФЗ):

• Обязательное уведомление второй стороны до расторжения контракта.

• Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

• Расторжения в одностороннем порядке можно избежать, если в срок до 10 дней будут устранены недочеты и предприняты действия для того, чтобы контракт был исполнен надлежащим образом.

Расторжение в одностороннем порядке контракта следует рассмотреть более подробно. Причиной одностороннего расторжения может выступать только существенное нарушение договора другой стороной, причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч.2, ст. 450 ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.

Существенным нарушением можно назвать ситуацию, когда поставщик:

1) не поставил товар;

2) просрочил поставку 50% товара.

То есть все крупные нарушения, которые могут быть совершены поставщиком, можно трактовать как существенные и на их основании расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Особенности ведения РНП по Закону № 223-ФЗ

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестров по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Общий момент заключается в том, что направление в должные сроки и должным образом сведений в РНП об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках, с которыми договоры по решению суда (в одностороннем порядке по инициативе заказчика в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ) расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, являются обязанностью заказчиков (как государственных, так и корпоративных). Сведения направляются в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или ее территориальные органы по месту нахождения заказчика, направляющего сведения.

В рамках Закона № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений как в реестре по Закону № 223-ФЗ, так и в реестре по Закону № 44-ФЗ. При этом можно использовать как оба эти реестра, так и любой из них.

Включение сведений о лице в РНП является, по сути, санкцией за недобросовестное поведение поставщика, что предполагает необходимость учета степени его вины. Закон № 223-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае, без выяснения фактических обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в РНП, не должен ограничиваться лишь формальной констатацией факта принятия судом решения о расторжении договора7.


Похожие записи:

Добавить комментарий