Административное задержание, отличие от доставления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное задержание, отличие от доставления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административное задержание – это временное задержание гражданина милиционным или другим уполномоченным представителем власти для применения мер пресечения нарушений общественного порядка и безопасности, а также для выявления иного нарушения закона.

Общественное наказание

Что такое административное наказание?

Административное наказание – это мера ответственности, применяемая за совершенные административные правонарушения. Цель административного наказания – навести порядок и поддерживать общественную безопасность.

Какие виды административных наказаний существуют?

В зависимости от совершенного правонарушения могут применяться различные виды административных наказаний: штраф, административный арест, административное выдворение, трудовые работы, общественные работы и т.д.

Что такое общественное наказание?

Общественное наказание – это один из видов административных наказаний, который заключается в привлечении нарушителя к общественно полезной работе в качестве меры наказания за совершенные административные правонарушения.

В чем заключается общественное наказание?

Общественное наказание может заключаться в выполнении таких работ, как уборка территории, обустройство пешеходных дорожек, окраска остановок общественного транспорта и т.д. Количество часов, которые должен отработать нарушитель, определяется судом в зависимости от совершенного правонарушения и тяжести вины нарушителя.

Комментарий к Ст. 27.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Кодекс относит доставление к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении и определяет его как принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 10.1 ч. 1 комментируемой статьи, также как принудительное препровождение используемых для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ судна и других орудий совершения административного правонарушения.

Частной целью доставления является составление протокола об административном правонарушении, когда составление протокола является обязательным и только при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Таким образом, законодатель связывает доставление с необходимостью обязательного составления протокола об административном правонарушении. Следовательно, должны иметься поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, перечисленные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. В случае отступления от этого правила должностное лицо органа административной юрисдикции несет ответственность за неправомерное применение данной меры административного принуждения.

Вместе с тем общими целями доставления, присущими ему наряду с другими мерами, могут служить пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, а также обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнение принятого по делу постановления.

В ч. 1 комментируемой статьи строго определен круг должностных лиц органов исполнительной власти, которые наделены правом осуществлять доставление. К числу таких лиц относятся:

Должностные лица органов внутренних дел (полиции);

Военнослужащие внутренних войск МВД России, должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

Должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

Должностные лица военной автомобильной инспекции;

Должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов;

Должностные лица пограничных органов, военнослужащие, должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также другие лица, исполняющие обязанности по охране Государственной границы РФ;

Должностные лица таможенных органов;

Военнослужащие и сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

Должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;

Судебные приставы;

Должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Отдельно законодатель указал, что должностными лицами органов внутренних дел (полиции) может осуществляться доставление в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, но не перечисленных в комментируемой статье, поскольку последние не наделены Конституцией РФ и федеральными законами правом на осуществление принудительных действий, ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

Специально определены и служебные помещения (помещения), в которые может осуществляться доставление, например служебное помещение органа внутренних дел (полиции); помещение органа местного самоуправления сельского поселения; служебное помещение охраны, служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск МВД России; помещение военной полиции Вооруженных Сил РФ или воинской части; служебное помещение пограничного органа, в том числе находящееся в порту РФ; служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы; служебное помещение органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: помещение органа, осуществляющего контртеррористическую операцию; служебное помещение суда; помещение органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; помещение муниципального органа или иное служебное помещение. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения доставляются в порт РФ, а иностранные суда — в один из портов РФ, открытых для захода иностранных судов.

Читайте также:  Размер компенсации за проживание в Чернобыльской зоне 5876 руб в 2024 году а какой размер в 2024 году

2. Срок доставления определен как возможно короткий (ч. 2 комментируемой статьи).

3. О доставлении может быть составлен протокол, но вместо его составления допускается сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. В любом случае фиксация доставления как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении является обязательной. После достижения цели доставления (составления протокола об административном правонарушении) продолжение применения данной меры не допускается.

1. Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление такого протокола — единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.

При этом важно уяснить, что доставление допускается только тогда, когда составление протокола об административном правонарушении обязательно. Дело в том, что, как будет показано далее, КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Так, протокол не составляется, если наказанием за совершенное правонарушение является предупреждение или административный штраф, не превышающий 100 руб. (а при нарушении таможенных правил — 1000 руб.), и если лицо, которому назначается такое наказание, не оспаривает ни факта совершения им правонарушения, ни административного наказания, не отказывается от уплаты штрафа. В подобных случаях доставление физического лица, совершившего административное правонарушение, в специальное служебное помещение не допускается.

Правом доставления физического лица наделены должностные лица ряда федеральных органов исполнительной власти. Это сотрудники органов внутренних дел (полиции); военнослужащие внутренних войск; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, сотрудники других федеральных органов исполнительной власти.

Комментарий к Статье 27.2 КоАП РФ

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Читайте также:  Поселение ИЖС что это и чем отличается от СНТ

Доставление и административное задержание

Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в при­нудительном препровождении физического лица в целях со­ставления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления право­нарушения (если составление этого протокола является обяза­тельным). Данная мера связана с кратковременным ограниче­нием свободы действий и передвижения физического лица, ко­торое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

При этом важно уяснить, что доставление допускается толь­ко тогда, когда составление протокола об административном правонарушении обязательно. Дело в том, что, как будет по­казано в следующей главе, КоАП РФ предусматривает воз­можность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Так, протокол не со­ставляется, если наказанием за совершенное правонаруше­ние является предупреждение или административный штраф, не превышающий 100 руб. (а при нарушении таможенных правил — 1 тыс. руб.), и если лицо, которому назначается такое наказание, не оспаривает ни факта совершения им пра­вонарушения, ни административного наказания, не отка­зывается от уплаты штрафа. В подобных случаях достав­ление физического лица, совершившего административное правонарушение, в специальное служебное помещение не допускается.

Правом доставления физического лица наделены должност­ные лица ряда федеральных органов исполнительной власти.

О доставлении составляется протокол либо делается соот­ветствующая запись в протоколе об административном право­нарушении или в протоколе об административном задержании

В отличие от доставления административное задержание яв­ляется уже кратковременным ограничением свободы физиче­ского лица. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспече­ния правильного и своевременного рассмотрения дела об адми­нистративном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В частности, административное задержание может осуществляться, чтобы ус­тановить личность нарушителя, а затем составить протокол об административном правонарушении.

Комментарий к статье 27.4

Статья 27.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регулирует вопросы, связанные с ответственностью лиц, осуществивших административное задержание, за превышение своих полномочий или незаконные действия при осуществлении задержания.

Текст статьи 27.4 устанавливает, что лицо, осуществившее задержание, должно представить отчет о произошедшем незамедлительно своему начальнику или другому уполномоченному должностному лицу, занимающему ответственное должностное положение. Отчет должен содержать следующую информацию:

  • Причины задержания, основания, указывающие на административное правонарушение, и факты, свидетельствующие о наличии указанных признаков;
  • Мотивированный ход осуществления задержания, включая описание мер и способов применения;
  • Свободы, ограниченные при задержании, и обоснование необходимости их ограничения;
  • Лица, принимавшие участие в задержании;
  • Задержанный и место задержания;
  • Время, дата и место представления отчета.

Отчет о задержании является основанием для рассмотрения вопросов о возбуждении дела об административном правонарушении и применении административного наказания. Он также служит доказательством действий лица, осуществившего задержание, и позволяет оценить законность и обоснованность проведенных мер и способов применения.

Порядок административного задержания

Соблюдение процессуальных норм имеет важное значение для защиты – любое выявленное нарушение может стать основанием для оспаривания задержания. Порядок выводится из статей 27.3 – 27.5 КоАП:

  1. Составление протокола задержания (ст.27.4 КоАП). Документ обязан включать в себя:
    • Дату и место составления.
    • Должность и Ф.И.О. лица, составившего рапорт.
    • Данные задержанного.
    • Дату и место задержания.
    • Мотивы произведенного задержания.
    • Подписи составившего и задержанного.
  2. Задержанный получает полную информацию о своих правах и обязанностях в соответствии с КоАП РФ (ч.5 ст.27.3 устанавливает обязанность разъяснить).
  3. По просьбе задержанного, его родственники (при желании, руководство учебного заведения и/или адвокат) уведомляются о произошедшем (ч.3 ст.27.3). Уведомление родителей несовершеннолетнего обязательно (ч.4 ст.27.3). Если задержан военнослужащий (участник сборов), уведомляется военная полиция или конкретная воинская часть (ч.4.1 ст.27.3).

Права и обязанности административно задержанного лица

Административное задержание – ограничение прав. Но далеко не все конституционные права могут быть ограничены. Говоря о порядке влекущего адм. задержание, уже упоминались основные из прав, поэтому коротко напомним:

  1. Право получить копию протокола.
  2. Право отказаться от подписания протокола.
  3. Оповещение правонарушителя о правах и обязанностях задержанного по КоАП (является обязанностью лица, производящего задержание).
  4. Общение с адвокатом – оповещение его о произошедшем.
  5. Оповещение родных: право совершеннолетнего или обязанность задержавших по оповещению родителей задержанного в случаях несовершеннолетних.

Кроме этого имеются специфические возможности. Такие как право на оповещение руководства учебного заведения, воинской части и т.п. По всем фактам составляется необходимая документация. Перечисленное не исключает и общих прав гражданина, к которым, например, можно отнести право не свидетельствовать против себя.

Основания и порядок задержания

В соответствии со статьей 46 УПК РФ, подозреваемым считается человек, который:

  • преследуется законом на основании того, что в его отношении возбуждено уголовное дело (согласно ст. 20 УПК «Виды уголовного преследования»);
  • временно лишен некоторых прав (мера пресечения) до момента оглашения обвинения (ст. 100 УПК РФ);
  • получил уведомление о подозрении на совершение преступления (ст. 223.1 УПК РФ);
  • задержан в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ.
Читайте также:  Удержание алиментов с отпускных текущего и будущего периодов

Мотивы задержания подозреваемого содержатся в статье 91 УПК, их может быть несколько:

  • человек застигнут при совершении преступления или был пойман сразу после его совершения;
  • потерпевшие или свидетели указали на виновного в злодеянии;
  • на человеке – одежде, лице – или в его жилище обнаружены следы правонарушения.

Во всех этих случаях дознаватель или следователь вправе задержать гражданина в подозрении на совершение преступления.

Права и обязанности административно задержанного лица

Административное задержание – ограничение прав. Но далеко не все конституционные права могут быть ограничены. Говоря о порядке влекущего адм. задержание, уже упоминались основные из прав, поэтому коротко напомним:

  1. Право получить копию протокола.
  2. Право отказаться от подписания протокола.
  3. Оповещение правонарушителя о правах и обязанностях задержанного по КоАП (является обязанностью лица, производящего задержание).
  4. Общение с адвокатом – оповещение его о произошедшем.
  5. Оповещение родных: право совершеннолетнего или обязанность задержавших по оповещению родителей задержанного в случаях несовершеннолетних.

Кроме этого имеются специфические возможности. Такие как право на оповещение руководства учебного заведения, воинской части и т.п. По всем фактам составляется необходимая документация. Перечисленное не исключает и общих прав гражданина, к которым, например, можно отнести право не свидетельствовать против себя.

Зафиксируйте точное время, когда вы окажетесь в полицейском транспорте (например, можно отправить смс). Это позволит пожаловаться на то, что вас слишком долго продержали в автозаке (если такое произойдет).

Несмотря на то что закон требует доставить вас в отдел как можно скорее, на практике путь может затянуться.

Обязанности должностного лица и права гражданина

Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:

  • обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
  • сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
  • разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.

Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:

  • знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
  • просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
  • требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
  • требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
  • обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.

Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.

Доставление. Административное задержание. Привод

Доставление — это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которая состоит в принудительном препровождении физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения (если составление этого протокола является обязательным). Данная мера связана с кратковременным ограничением свободы действий и передвижения физического лица, которое доставляется в специальное служебное помещение. Порядок осуществления доставления регламентируется ст. 27.2 КоАП РФ.

Подчеркнем, что доставление лица, совершившего административное правонарушение, в служебное помещение осуществляется далеко не при каждом правонарушении, а лишь в тех случаях, когда протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления этого правонарушения. Составление такого протокола — единственная цель доставления физического лица в служебное помещение.


Похожие записи:

Добавить комментарий