Что такое магистратура и бакалавриат: разница

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое магистратура и бакалавриат: разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Имеет ли ценность диплом бакалавра на рынке труда

Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.

Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.

После завершения обучения по четырехлетней программе студент получает диплом о высшем образовании, который признается не только в России, но и за рубежом. В нем в качестве квалификации будет указана степень бакалавра (прикладного или академического) и направление (профиль), который играет основную роль в будущем трудоустройстве или при поступлении в магистратуру (на смежные специальности проще пройти). Например, если студент обучался на факультете управления, то в документе выпускника вуза будет записано «прикладной бакалавр менеджмента».

Диплом бакалавра дает студенту право по результатам экзаменов поступить в магистратуру или устроиться на работу. Полученная степень предоставляет возможность занимать должности, которые требуют наличия высшего образования.

Это завершающая ступень высшего образования для тех, кто окончил бакалавриат. Она обязательна для бакалавров, которые планируют стать преподавателями вузов, учёными или госслужащими.

Поступить в магистратуру можно, сдав вступительные экзамены по профильным дисциплинам.

Учёба длится 2—2,5 года и позволяет углубить знания в конкретной области, получить навыки научно-исследовательской или педагогической деятельности. По окончании обучения выпускнику выдают диплом магистра, в котором указано направление подготовки: «Менеджмент организации», «Психолого-педагогическое образование» и т. п.

Чаще всего программы составлены так, чтобы студенты изучали материалы и занимались научной работой самостоятельно. Преподаватели здесь – не няньки, как это часто бывает на бакалавриате и специалитете, а проводники к экспертной информации и профессиональному миру. Также это первые соратники в научном труде, которые могут подсказать методологию, дать обратную связь, показать «вход» в научное сообщество.

Что следует учесть перед поступлением абитуриентам

Перед абитуриентами стоит сложная и ответственная задача – не прогадать с выбранной специальностью, университетом и направлением подготовки.

Необходимо тщательно взвесить все «за» «против», так как приобретенная выпускная квалификация по вашей специальности станет определяющим фактором спроса на вас как на кадровую единицу и дальнейшее продвижение в выбранной профессии.

Моменты, которые следует знать выпускникам школ при поступлении на бакалавриат:

  • бакалавр – академическая степень и квалификация, присваиваемая при завершении получения высшего образования бакалавриат и подтверждаемая дипломом;
  • программа обучения длится 4 года и включает в себя базовую общетеоретическую и узкопрофильную подготовку.
  • возможность продолжения учебы и последующее трудоустройство за рубежом;
  • степень квалификации бакалавра ниже, чем у специалиста или магистра;
  • бакалавр менее конкурентоспособен на рынке труда и не вызывает доверия у работодателей;
  • ограничение перспектив послевузовского обучения (только после окончания магистратуры) и карьерного роста.

Что такое высшее образование?

Высшее образование – это новый уровень для человека, который получил полное среднее образование. После того, как человек освоил общеобразовательную программу, он должен получить какую-либо специальность.

Для этого можно отправиться в среднее специальное учебное заведение. Можно получить рабочую квалификацию, либо получить начальное профессиональное образование. А затем пойти в высшее учебное заведение. Это вариант подходит для тех учеников, кто ушел из школы после окончания 9 класса.

Читайте также:  Можно ли вернуть мебель обратно в магазин

Для тех, кто решил остаться до 11 класса все несколько проще. Достаточно сразу поступить на высшее образование и не думать о том, куда потом еще пойти учиться.

Вы сразу можете поступить в штат по своей профессии и продолжить работать на ней всю жизнь… Либо иногда менять место работы… К тому же не всегда выпускники университета устраиваются на работу по своей специальности. Поэтому важно сразу выбрать правильный факультет и университет. Но об этом мы расскажем в конце статьи.

Высшее образование – это возможность для выпускника получить квалификацию и устроиться на работу для заработка денег. Это коридор из школы во взрослую жизнь.

Что выбрать: бакалавриат или специалитет?

Как стало понятно, однозначного ответа быть не может. Для выбора уровня образования нужно подумать о дальнейших планах на жизнь. Если есть желание продолжать обучение в Европе или Америке, то лучше выбрать бакалавриат. Для работы за рубежом тоже потребуется диплом бакалавра (хотя для многих профессий его будет недостаточно, и придётся закончить магистратуру).

Если же ориентир на научно-преподавательскую деятельность, для которой необходимо закончить аспирантуру, то после специалитета это будет быстрее. Также диплом специалиста предоставляет возможность работать в образовательных учреждениях и органах власти, для чего бакалаврам потребуется сначала отучиться в магистратуре.

Если после ВУЗа рассматривается работа в России, то лучше остановить выбор на специалитете. Это традиционный российский уровень образования, и многим работодателям привычнее видеть в качестве своих сотрудников именно специалистов, тогда как к диплому бакалавра сохраняется какое-то недоверие.

Можно ли сделать как в Европе

Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.

Отдельные европейские страны тоже с трудом концептуализируют образовательные уровни или «циклы», выражаясь языком Болонского процесса. Нам придется определяться самостоятельно и вступать в международный диалог со своими ответами.

При этом к изначальным истокам Болонского процесса можно и нужно возвращаться. Мы часто воспринимаем его как навязанное. Однако, во-первых, отдельные вузы ввели бакалавриат и магистратуру задолго до подписания Болонской декларации, в начале 1990-х годов. Во-вторых, процесс решал те же задачи, над которыми мы работаем сейчас — в частности, развитие человеческого капитала.

Болонский процесс был ответом на сверхспециализацию. Рынок стал волатильным, новые требования и специальности быстро появляются и так же быстро теряют актуальность. Индустриальная система образования, ставящая за цель подготовку идеальных деталей для экономической машины, перестала работать. Старые монодисциплинарные программы, лекция как основной образовательный метод, подготовка только к рынку труда становились все более неадекватными. Студенты выражали запрос на возможность менять жизненные ориентиры, решать проблемы разного типа и после выпуска быть готовыми не только к работе, но и к жизни в целом.

Уровни образования и даны в карате

Всему, что написано выше, легко можно возразить аргументом о том, что уровни образования отжили свое. Не пора ли совсем от них отказаться? Ведь можно заменить их на микростепени: получаешь компетенцию и добавляешь в виртуальное портфолио, как победную отметку на борту самолета. К тому же, в общественном сознании уровни привязаны к жизненным этапам: поступать в бакалавриат следует в 18 лет, в магистратуру в 22, а в аспирантуру в 24. Не поможет ли отказ от них переходу к обучению на протяжении всей жизни?

Но дело в том, что у уровней есть ряд значимых функций, которые нечем заменить. Во-первых, они предполагают целостность. Между уровнем и отдельной компетенцией та же разница, что между владением одной техникой и даном в карате. Во-вторых, они являются символом того, что выпускник не только получил образовательный опыт, но и разделяет ценности и принципы университета. Именно поэтому топовые вузы считают «своими» только выпускников, которые закончили бакалавриат, магистратуру или PhD, а не всех, кто закончил пару курсов. Отсюда и мировые кейсы лишения степеней тех, кто больше не соответствует стандартам своих университетов.

Читайте также:  Правила расчета налога на УСН, объект доходы минус расходы

Проблемы с уровнями образования лежат не только в слое принципов, но и в слое реализации. Так, для того, чтобы наличие диплома бакалавра, магистра или ученой степени отражало созвучность ценностей университета и выпускника, первому сначала необходимо определиться со своими ценностями. А это нечастое явление в российском высшем образовании.

Далее, университеты должны работать над тем, чтобы состав студентов стал более разнообразным, и обучаться в магистратуре в 40 лет было бы настолько же социально-приемлемо, как и в 25. Это, конечно, означает, что образовательный процесс должен измениться, стать более гибким и адаптироваться под цели реальных студентов, а не условных. Однако такая работа возможна исключительно при условии общего консенсуса о том, какие задачи разные уровни должны выполнять.

Преимущества и недостатки специалитета

Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:

во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;

  • во-вторых, после специалитета сразу можно пойти в аспирантуру, не тратя время на обучение в магистратуре;
  • в-третьих, легче начать заниматься научной деятельностью;
  • в-четвертых, студентам предоставляется отсрочка от армии;
  • в-пятых, будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью.

Если же говорить о недостатках специалитета, то, прежде всего, необходимо отметить:

  • отсутствие возможности пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе, так как это будет считаться вторым высшим образованием;
  • за границей не ценится такое образование. У них действует только двухуровневая система, и у них нет средней квалификации;
  • если вы захотите учиться дальше, то отсрочки от армии уже не будет.

Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).

Что такое двухэтапная система ВО?

В 2009 году в российской системе высшего образования заработал Болонский процесс. Главный его принцип заключается в двухэтапном получении образования, дипломы выпускников будут признаны за границей, что позволяет создать единое учебное пространство. Однако наравне с бакалавриатом и магистратурой реализуется специалитет, который является традиционной для России квалификационной степенью. Об основных отличиях бакалавриата, специалитета и магистратуры мы сейчас расскажем.

  • Бесплатные курсы по любому предмету ЕГЭ и ОГЭ
    Переходи на сайт и оставляй заявку, чтобы получить бесплатные курсы и начать подготовку прямо сейчас!

  • Онлайн-университет рентабельного образования Skypro. Освойте новую профессию и улучшите качество жизни!
    Только практические навыки Сопровождение до диплома государственного образца Трудоустройство и помощь Центра Карьеры

  • Подготовка к ЕГЭ 2023: видеокурсы без воды
    В 15 раз дешевле репетитора

Понимание основных различий между бакалавриатом и специалитетом даст возможность осознанно выбрать уровень образования. Несколько самых значимых отличий:

  • студенты специалитета посещают больше практических занятий, выполняют больше лабораторных работ, готовят больше курсовых проектов. При этом, требования к выпускной квалификационной работе у них идентичны;
  • в дипломе специалиста указывается квалификация (название полученной профессии), а для бакалавра – пишется просто «бакалавр»;
  • продолжить обучение в России смогут выпускники обоих уровней, но за рубежом для поступления в магистратуру предпочтительнее диплом бакалавра;
  • есть ограничения и в трудоустройстве. С квалификацией ниже специалиста нельзя работать в системе образования и в органах государственной власти;
  • для занятия научной или преподавательской деятельностью необходимо отучиться в аспирантуре – для поступления также понадобится диплом специалиста или магистра.

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Читайте также:  Как рассчитать и удержать алименты

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе — это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист». В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

Проблемы при трудоустройстве бакалавров

Основные проблемы при трудоустройстве, с которыми сталкиваются выпускники бакалавриата.

  • Настороженное отношение работодателей

В Росси часто можно столкнуться с тем, что квалификация бакалавра принижается обществом и сравнивается со средне-специальным образованием, ввиду того, что она ориентирована исключительно на практическую часть деятельности. Работодатели негласно считают ее неполным высшим и не спешат отдавать свои рабочие места под эти кадры.

В действительности это ошибочное мнение, так как вопрос стоит не в качестве получаемого образования, а в целях: если студент не намерен продолжать обучение в научной сфере и ему интересно лишь овладение выбранной профессией, то получение степени бакалавра – это оптимальный для него вариант.

  • Сильная конкуренция с выпускниками магистратур и специалитета

Представьте себе, что вы работодатель. К вам на собеседование пришли три кандидата: бакалавр, специалист и магистр. Кому вы отдадите предпочтение? Разумеется, выбирать будут между вторым и третьим. И здесь уже не важно, что именно бакалавр ориентировался исключительно на рынок труда. Диплом магистра и специалиста всегда будет более привлекательным при трудоустройстве.

  • Ограничение карьерного роста

1 июня 2016 года в Федеральное законодательство были внесены поправки: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Согласно поправкам бакалавры не смогут занимать руководящие должности, тем самым законодатель ограничил для них возможность карьерного роста. В конечном счете, для получения более высокого продвижения по службе выпускнику бакалавриата может понадобиться поступление в магистратуру (от которого он когда-то отказался).

Отличие специалистов от магистров

Болонская система обучения дает некоторые преимущества. Например, специалитет предусматривает только выбор специализации в рамках направления на старших курсах, а при поступлении в магистратуру можно сменить направление, успешно сдав междисциплинарный экзамен. Студент вправе освоить за 4 года одну специальность, а затем расширить свои знания за счет смежного направления. Это удобно не только для выбора и углубления специализации, но и при осознании ошибки: не придется переучиваться, следует просто выбрать другое направление и освоить его всего за 2 года.

Магистрат отличается от программы специалитета и учебным планом: студент имеет более свободный график, что позволяет ему учиться и работать одновременно. Это отличная возможность получить опыт работы к моменту окончания вуза. У специалистов в основном не было такой возможности: им приходилось заниматься трудоустройством лишь по окончании обучения.


Похожие записи:

Добавить комментарий