Использование такси и каршеринга для служебных поездок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Использование такси и каршеринга для служебных поездок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главное требование налоговиков при признании расходов на такси – их экономическая обоснованность. В НК РФ (ст. 264) прописана возможность служебный транспорт и затраты на него учитывать в расходах по прибыли. При этом не обозначено, что транспорт обязательно должен принадлежать фирме. Из сказанного следует, что такси можно при определенных условиях считать служебным транспортом сотрудников.

Обоснование расходов на такси

В качестве подтверждающих можно использовать:

  • заказы-наряды;
  • квитанции, чеки на проезд в такси;
  • подписанные по результатам поездки документы (договоры с контрагентами, акты и пр.);
  • договор с фирмой такси на оказание услуг (предпочтительно заключать его при постоянном использовании такси сотрудниками);
  • выписки банка с оплатой услуг фирмы-перевозчика.

К подтверждению подобных расходов в НУ следует подойти особенно тщательно: чиновники проверяют их, вплоть до сверки маршрута и времени поездки с рабочим временем сотрудника по договору. Если имеются сомнения, что расходы удастся подтвердить без проблем, лучше отнести их за счет чистой прибыли. Такие выводы можно сделать из письма Минфина №03-03-06/1/68839 от 20/10/17 г.

Использование услуг такси в НУ отражается с учетом определенных нюансов, о которых следует знать бухгалтеру.

Тонкости налогообложения

Напомним, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. А в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Минфин России в Письме от 12.05.2008 N 03-03-06/2/47 посчитал возможным уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму расходов на проезд работника на такси при следовании к месту командировки и обратно при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ. При этом обязанность проверки экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов возложена на налоговые органы.

Кроме того, Минфин России напомнил, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Разрешили учитывать расходы командированных на оплату такси

РАСХОДЫ НА ТАКСИ МОЖНО УЧЕСТЬ Работник при перелете к месту командировки доезжает до аэропорта на такси. Минфин России рассмотрел эту конкретную ситуацию и занял совершенно новую для себя позицию: расходы на такси до аэропорта можно учитывать при налогообложении прибыли.

В подпункте 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ говорится, что расходы организации на командировки складываются в том числе из расходов на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. А как налоговики отнесутся к тому, чтобы учесть стоимость такси не до, а от аэропорта, а также до и от вокзала, автовокзала или порта?

И если расход на такси удовлетворяет таким критериям, налогоплательщик вправе его учесть при исчислении налога на прибыль.

И только сейчас в Минфине России решили, что ориентироваться на нее больше не будут. Однако помните, что остается требование о документальном подтверждении и экономической оправданности расходов на такси.

КАК ОБОСНОВАТЬ И ПОДТВЕРДИТЬ РАСХОДЫ Кроме того, для отдельных категорий работников (директоров, топ-менеджеров) в организации может быть установлен проезд на такси. Список таких работников следует закрепить во внутренних документах организации (например, в положении о командировках). Допустим, экономическую оправданность расходов на такси вы обосновали.

Теперь их надо подтвердить документами. Какими?

Использование в командировке услуг такси

Расходы на такси в командировке в 2023 году сотруднику должна возмещать организация, командировавшая его по служебной необходимости. Ст. 168 ТК РФ утверждает, что все расходы, понесенные сотрудником во время командировки, должны быть компенсированы работодателем. При этом данные расходы и их суммы должны быть санкционированы или же прописаны в коллективном договоре либо в каком-либо локальном акте компании. Это положение следует учитывать сотруднику, прежде чем воспользоваться услугами такси в командировке.

Читайте также:  Разграничение экологических правонарушений и преступлений

Если же траты на проезд в такси зафиксированы в вышеуказанных документах или же разрешены работодателем, то сотруднику следует к авансовому отчету приложить квитанцию на бланке строгой отчетности или контрольно-кассовый чек, выданный после поездки водителем такси. При отсутствии этих документов возмещение затрат на оплату услуг такси производиться не может. Электронный чек, высланный перевозчиком по электронной почте, подтверждающим документом не является.

Расходы на такси до работы и обратно

Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:

  1. Использование такси оправдано неудобным территориальным расположением места работы по отношению к остановкам общественного транспорта либо производственным графиком работы, при котором возникают трудности с проездом на общественном транспорте. Данные основания должны быть обоснованы в приказе руководителя, который закрепляет порядок использования такси в служебных целях.
  2. Доставка работника на работу и (или) с нее с использованием такси предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором как система оплата труда и при этом возможно определить сумму дохода каждого работника.

Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.

Расходы на такси и коронавирус

Расходы на оплату услуг такси для доставки сотрудников в офис и обратно востребованы и оправданы в условиях пандемии коронавируса. Такой способ передвижения позволяет минимизировать многочисленные контакты, которые неизбежны в общественном транспорте и потенциально представляют угрозу для здоровья сотрудников.

Казалось бы, целесообразность таких расходов во время эпидемии очевидна. При этом есть одно «но» — Правительство РФ не включило такой вид издержек работодателя в разрешенные «коронавирусные» расходы, как это было сделано с расходами на дезинфекцию помещений, покупку для сотрудников спецодежды и СИЗ, приборов и лабораторного оборудования (п. 2, п. 3 ст. 1 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ «О внесении изменений…»).

Чтобы учесть в НУ такие расходы, запаситесь дополнительными аргументами и документами, чтобы у контролеров не было повода прицепиться к их неправомерности.

Главный аргумент — применение такси позволяет работодателям выполнить предписания органов власти в условиях распространения инфекции (Письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, Постановление Главного государственного врача РФ от 18.03.2020 № 7).

Расходы на командировки. Наши люди на такси не ездят?

(Письмо Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-03-06/4/48)

Согласно п.п. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ

при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются
расходы на командировки
, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Раньше Минфин не раз пояснял, что в составе этих расходов организация не может

учесть расходы на проезд работника
на такси
до аэропорта при направлении в служебную командировку (см., например, письма от 10.05.2006 г. № 03-03-04/2/138 и от 26.01.2005 г. № 03-03-01-04/2/15).

Не вдаваясь в подробности, отметим, что позиция Минфина была весьма спорной.

Однако арбитражная практика по этому вопросу не сформировалась

(нам удалось найти только одно судебное решение в пользу «несогласных» налогоплательщиков – постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2005 г. № А56-17467/04).

Теперь Минфин сделал шаг навстречу налогоплательщикам.

В комментируемом письме чиновники указали, что расходы на проезд работника на такси в аэропорт при направлении в служебную командировку как внутри страны, так и за ее пределы могут быть включены в состав прочих расходов

, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Расходы на такси в бухгалтерском учете

Порядок использования такси работниками организации в служебных целях определяет ее руководитель. Его решением с изданием соответствующего приказа или разработкой локального нормативного акта, регламентирующего использование службы такси в служебных поездках, проезд сотрудников в такси может подлежать оплате.

Такие расходы, подтвержденные соответствующими документами, в бухгалтерском учете учитываются, согласно пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина от 06.05.1999 № 33н), как расходы по обычным видам деятельности.

Отражение в учете данных расходов, произведенных за наличный расчет, происходит на основании авансового отчета работника с приложением подтверждающих документов.

В бухучете проводки следующие:

Дт 26 Кт 71 — отражены представительские расходы на такси;

Дт 20 (26, 44) Кт 71 — отражены расходы работника на такси во время командировки.

Точно также проводятся расходы работников на такси в связи с выполнением служебных обязанностей:

Дт 71 Кт 50 — компенсированы расходы сотруднику.

Для отражения затрат на такси в бухгалтерском учете, как и в налоговом, сотрудник должен представить подтверждающие документы, а также служебку с пояснением маршрута следования.

Если организацией заключен договор со службой такси, расходы, связанные с передвижением сотрудников на такси, отражаются проводкой:

Читайте также:  Как перейти на УСН с 2023 года

Дт 20 (26, 44) Кт 60 — отражены расходы, связанные с рабочими поездками сотрудников на такси.

Командировка: какие расходы на проезд можно компенсировать

Начнем с того, что заглянем в п.п. «а» п.п. 170.9.1 НКУ. В нем указано, что не являются доходом налогоплательщика и подлежат компенсации, в частности, расходы на проезд (в том числе на перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) как к месту командировки и назад, так и по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте).

Как видите, законодатель здесь был совсем не многословен. Поэтому более подробный перечень подлежащих компенсации транспортных расходов желательно оговорить в Положении о служебных командировках. В свою очередь, при его разработке не грешно будет «подсмотреть» в «бюджетную» Инструкцию № 59*.

Что же она говорит по поводу подлежащих компенсации расходов на проезд? При условии соответствующего документального подтверждения командированным работникам возмещают расходы на проезд в размере стоимости (п. 6 разд. II и п. 9 разд. ІІІ Инструкции № 59):

— проезда к месту командировки и обратно воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) с учетом всех расходов, связанных с приобретением проездных билетов.

Совет

Учтите: если существует несколько видов транспорта, связывающих место постоянной работы с местом командировки, администрация предприятия может предложить командированному работнику вид транспорта, которым ему следует пользоваться.

При отсутствии такого предложения вид транспорта работник выбирает самостоятельно.

Расходы на проезд командированного работника в мягком вагоне, судами морского и речного транспорта, воздушным транспортом по билетам 1-го класса и бизнес-класса возмещают в каждом случае с разрешения руководителя согласно оригиналам подтверждающих документов;

Указанные расходы не являются излишне израсходованными средствами.

— проезда транспортом общего пользования (кроме такси) до станции, пристани, аэропорта, если они расположены за пределами населенного пункта, где постоянно работает командированный работник, или к месту пребывания в командировке;

— расходов на проезд городским транспортом общего пользования (кроме такси) и на арендованном транспорте по месту командировки. Заметим, что для компенсации таких расходов п. 6 разд.

ІІ Инструкции № 59 выдвигает еще одно требование (кроме документального подтверждения затрат) — маршрут передвижения работника по месту командировки должен быть согласован с руководителем предприятия.

Однако для хозрасчетных предприятий, на наш взгляд, согласование маршрута — условие не принципиальное в силу «добровольности» Инструкции № 59.

Как выглядит квитанция

Если перевозчик готов выдать требуемый документ, и он, и пассажир должны иметь представление, как выглядит образец чека такси, чтобы бумага подошла бухгалтерии. Ситуация осложняется тем, что для таксомоторов на законодательном уровне не утверждена форма проездного билета, как это предусмотрено для регулярных перевозок. Каждый перевозчик самостоятельно утверждает бланк, который в дальнейшем таксисту разрешено заполнить от руки. У такого БСО, напечатанного типографским способом, обязательно указаны серия и номер, поскольку организации и ИП обязаны вести учет таких документов.

При осуществлении расчета в бланке обязательно указывают:

  • название компании-перевозчика или Ф.И.О. предпринимателя с указанием всех реквизитов (ИНН, адрес, номер телефона);
  • дату поездки и выдачи БСО таксистом;
  • цену услуги и стоимость поездки;
  • Ф.И.О. водителя, который осуществил расчет, его подпись.

Расходы на такси как представительские расходы

Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:

  • приказ руководителя о проведении данного мероприятия и осуществления соответствующих расходов;
  • смета представительских расходов;
  • отчет о представительских расходах, который должен включать: цель и результаты мероприятия, дату и место проведения, программу мероприятия, список участников и величину расходов, подтвержденных первичными документами.

Подробнее о представительских расходах, особенностях их оформления читайте в статье «Представительские расходы — это какие расходы?».

Если расходы на доставку с использованием такси упомянуты в отчете, имеются подтверждающие документы, то такие расходы учитываются в прочих расходах, связанных с реализацией и производством.

Расходы на такси:

  • разрешается признавать в учете, если необходимость перевозки сотрудников данным видом транспорта продиктована технологическими особенностями производства или оговорена в трудовом договоре с конкретным работником и/или в коллективном договоре (п. 26 ст. 270 НК РФ);
  • признаются в учете при одновременном выполнении 3 обязательных условий: экономической обоснованности, документальной подтвержденности и направленности на получении дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ, п. 2 ст. 346.16 НК РФ);
  • в налоговом учете относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ), в бухучете — к расходам по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
  • могут вызывать претензии налоговых инспекторов, поэтому требуют кропотливости при разработке соответствующих локальных актов и сбору необходимых документальных подтверждений, в том числе дополнительных обоснований при использовании такси в период коронавируса.

Расходы на такси по доставке тмц командировки

Желательно, уметь ее определять по виду, потому что в суматохе аэропорта с чемоданами ориентироваться будет тяжело, а разбираться с водителем некогда. Любую квитанцию надо проверить на наличие следующих пяти пунктов: Оплата услуг такси заносится бухгалтерией в статью расходов компании. Ее стоит проводить официально, так как на эту разницу впоследствии уменьшится база налога на прибыль организации.

Читайте также:  Скрипты продаж: 10 методов работы с возражениями

Все расходы, которые приходятся на долю сотрудника во время командировки, должны быть компенсированы руководством компании.

Поездка же была инициирована по служебной необходимостью. И денег на оплату, такого передвижения, уходит в разы больше, чем в почли людом другом случае. Именно по данной причине требования к заполнению всех необходимых документов, подтверждающих расходы на такси в командировке, тут несравненно выше.

Список таких работников следует закрепить во внутренних документах организации (например, в положении о командировках). Допустим, экономическую оправданность расходов на такси вы обосновали.

  • месторасположение аэропорта или вокзала (они могут находиться как за чертой города, так и в его черте);
  • время поездки (дневное или ночное время).

Изменения по командировочным с 2020 года

Еще одно изменение, которое может скорректировать сумму командировочных в 2020 году, — это новый курортный сбор. Платеж становится обязательным с 01.05.2018 и равен 50 рублям с человека в сутки.

Платить сбор обязаны все граждане, пребывающие более 24 часов на территории Крыма, Севастопольского, Краснодарского и Алтайского краев. Причем командированные сотрудники не стали исключением. Следовательно, работники, направленные в поездку на «курортные территории», должны будут оплатить взнос.

Эксперты полагают, что оплата курортного сбора будет включена в командировочные расходы, подлежащие возмещению. Приведет ли это к увеличению норм суточных, пока неизвестно.

Командировки за границы России положено оплачивать в повышенном размере. Лимиты на 2020 год отсутствуют. Единственное ограничение — лимит в части налогообложения суточных. Статья 217 НК РФ устанавливает норму в 2500 рублей в сутки. Но работодатель вправе выплачивать больше, в зависимости от финансовых возможностей учреждения.

Если в организации утвержден больший лимит, например 3000 рублей в сутки, то с разницы в 500 рублей (3000 — 2500) необходимо удержать НДФЛ в размере 13 %, а также начислить страховые взносы по действующим тарифам.

Допустимо предусмотреть лимиты отдельно для каждой страны пребывания. Например, отдельно для поездок в Европу, страны СНГ, Азии, Америки. Например, ограничения действуют для федеральных бюджетников (Постановление Правительства № 812).

Учитывайте следующие нюансы:

  • день пребывания в иностранное государство должен быть оплачен по норме, утвержденной для заграничных поездок;
  • день возвращения в Россию оплатите по норме для поездок по России.

Суточные: налоговый учет

Суточные — расходы сотрудника, понесенные в командировке, связанные с проживанием вне места постоянного жительства. В большинстве случаев суточные выделяются сотруднику для питания во время командировки.

Размер суточных действующим законодательством не ограничивается, но существует лимит, сверх которого на эти расходы нужно начислить НДФЛ и страховые взносы. Это лимит составляет 700 рублей для поездок по России и 2500 руб. — для заграницы. Размер суточных работодатель устанавливает самостоятельно, и он может разниться в зависимости от:

  • должности сотрудника (для руководящих работников они могут быть выше, для обычных работников — в пределах лимита);
  • задач, поставленных в командировке;
  • места командировки и т. д.

Организация направила Голубеву К. В. в Бельгию на 5 дней (с 3 по 7 июня).

03 июня Организация выдала сотруднику на командировку:

  • на карту сотрудника — 520 EUR (суточные и оплата гостиницы);
  • билеты (приобретены организацией, оплата в рублях);
  • наличными — 700 руб. (суточные).

10 июня Голубева К. В. отчиталась о командировке. Расходы составили 530 EUR. В тот же день сумма перерасхода 10 EUR зачислена на карту сотрудника.

В соответствии с положением о командировках при поездках за границу суточные выдаются, из расчета:

  • 64 EUR в сутки — на территории Бельгии (64 * 4 дня) — 256 EUR;
  • 700 руб. в сутки — на территории РФ (700 * 1 день) — 700 руб.

Условные курсы для оформления примера:

  • 3 июня курс ЦБ РФ — 76 руб./EUR;
  • 10 июня курс ЦБ РФ — 78 руб./EUR.
  • 30 июня курс ЦБ РФ — 83 руб./EUR.

Расходы на такси и коронавирус

Расходы на оплату услуг такси для доставки сотрудников в офис и обратно востребованы и оправданы в условиях пандемии коронавируса. Такой способ передвижения позволяет минимизировать многочисленные контакты, которые неизбежны в общественном транспорте и потенциально представляют угрозу для здоровья сотрудников.

Казалось бы, целесообразность таких расходов во время эпидемии очевидна. При этом есть одно «но» — Правительство РФ не включило такой вид издержек работодателя в разрешенные «коронавирусные» расходы, как это было сделано с расходами на дезинфекцию помещений, покупку для сотрудников спецодежды и СИЗ, приборов и лабораторного оборудования (п. 2, п. 3 ст. 1 Закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ «О внесении изменений…»).

Чтобы учесть в НУ такие расходы, запаситесь дополнительными аргументами и документами, чтобы у контролеров не было повода прицепиться к их неправомерности.

Главный аргумент — применение такси позволяет работодателям выполнить предписания органов власти в условиях распространения инфекции (Письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, Постановление Главного государственного врача РФ от 18.03.2020 № 7).


Похожие записи:

Добавить комментарий